Молодежно-жилищный комплекс Могилева. Загадочные каменные столбы в пойме Дубровенки

Молодежно-жилищный комплекс Могилева. Загадочные каменные столбы в пойме Дубровенки
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

В Могилеве на улице Орловского есть микрорайон с довольно странным названием «Молодежно-жилищный комплекс», появившийся где-то в 90-х годах. Или вот еще страннее: в этом микрорайоне располагается штаб закрытого акционерного общества «Жилой комплекс Молодость», которое с 1987-го года строит в областном центре исключительно кирпичные дома. Люди постарше (нужно быть и старше меня хотя бы на пятнадцать-двадцать лет) без проблем догадаются, что перед нами, возможно, продукт, связанный с жилищной комсомольской программой позднего СССР, когда молодые трудящиеся своими руками строили жилье для самих себя. Программа, конечно, рухнула вместе с Союзом, поэтому возведение многоэтажек уже после распада, видимо, шло по коммерческим рельсам, но название еще сохранилось. Да и появление аж целого ЗАО, конечно, дело рук какого-то предприимчивого комсомольца, вдохнувшего полной грудью воздух кооперации и предпринимательства. Рано утром в субботу я гулял по этому кварталу и заодно спустился в пойму речки Дубровенки рассмотреть загадочные каменные столбы ушедшей цивилизации…

Поездка: Беларусь | Оглавление

Путешествовать по Беларуси легче с приложением Белкарт Pay: привяжите к нему свою банковскую карточку Белкарт и платите телефоном везде, где есть терминал.

Установите Белкарт Pay для Android или Huawei и поехали!

Развернуть

◉ 01 | Я перешел на Белкарт ← читать!
◉ 02 | Проехать вокруг Беларуси на пригородных поездах? Проехал! ← читать!
◉ 03 | Квартал, с которого начинался Новополоцк ← читать!
◉ 04 | Советский проект слияния Полоцка и Новополоцка ← читать!
◉ 05 | Полоцкий музей в водонапорной башне ← читать!
◉ 06 | Кампус Ветеринарной академии в Витебске ← читать!
◉ 07 | Утренняя охота на трамваи в промышленном районе Витебска ← читать!
◉ 08 | Молодежный район Могилева. Загадочные каменные столбы в пойме Дубровенки ← сейчас открыто

◉ 09 | Муралы могилевского Спутника ← готовится
◉ 10 | История реконструкции вокзала Жлобина ← готовится
◉ 11 | Путешествие по дворам гомельского проспекта Ленина ← готовится
◉ 12 | Гомельская Новая Жизнь ← готовится
◉ 13 | Серпантины Советской и Гоголя в Мозыре ← готовится
◉ 14 | Главный дом Мозыря: Шестнадцатиэтажка ← готовится
◉ 15 | Новое лицо Бреста: Варшавское шоссе ← готовится
◉ 16 | В погоне за атмосферой во дворах Бреста ← готовится
◉ 17 | Крупнейшая автомобильная развязка страны ← готовится
◉ 18 | Залинейные казармы и ДОСы в Бресте ← готовится
◉ 19 | Гродненский вайб в центральных двориках ← готовится
◉ 20 | По местам съемок «Белых Рос» ← готовится
◉ 21 | Проект и уже построенная часть кольцевой дороги Гродно ← готовится
◉ 22 | Гродненские форты ← готовится
◉ 23 | Район 1-го Лидского водохранилища ← готовится
◉ 24 | О 88-й серии панелек на примере микрорайонов Молодечно ← готовится

Карта Яндекса показывает, что где расположен МЖК:

МЖК состоит из девяти домов повторно применяемого проекта и парочки встроенно-пристроенных объемов для торговли:

Опытный глаз определит, что кирпич в этих домах кое-где разбавлен железобетонными изделиями так называемой 88-й серии, хотя доля их в конструкции невелика и многоэтажки кажутся целиком кирпичными. Нужно прямо присматриваться, чтобы найти плиты:

Общие балконы (курительные? для сушки белья?) прикрыты полукруглой бетонно-брутальной обрешеткой:

Входы в подъезды выложены кирпичной аркой:

В 90-х годах расцвел по-своему уникальный архитектурный стиль капром, характерный только территории бывшего СССР. Проектировщики, освободившиеся от пут экономной экономики и типовых решений восприняли свободу найма за деньги как право городить абсолютно любые огороды в своих творениях. МЖК в Могилеве довольно сдержан с виду (возможно и задуман еще при Союзе, не знаю), но элементы постсоветского романтизма, безусловно, имеет.

Квартал стоит на крутом склоне глубокой поймы речки Дубровенки, притока Днепра. Любопытно спуститься вниз и осмотреть каменные опоры старого железнодорожного моста (загадочными я их назвал только чтобы побольше нажимали на заголовок).

Железная дорога теперь проведена по насыпи, а Дубровенка проходит сквозь нее по каменному тоннелю. В 1942-м году засорение этого тоннеля, а затем и паводок, угрозу которого игнорировали оккупационные нацистские власти, привели к крупнейшей техногенной катастрофе Беларуси первой половины XX века. Вода поднялась на высоту всей насыпи и в итоге разрушила ее, хлынув в город — тогда погибло много людей (речь идет о тысяче или даже двух мирных граждан).

Опоры сейчас используют скалолазы для тренировок, но, я так понимаю, им уготована судьба быть снесенными. Здесь через пойму пройдет так называемая «внутригородская магистраль», которую уже начали строить могилевские власти. О ней как-нибудь будет отдельный пост.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎