Эта всесоюзная комсомольская стройка буквально начиналась с временных палаток. Левый берег Западной Двины, определенный под расположение крупнейшего на тот момент во всей Европе нефтеперерабатывающего завода, представлял собой редкие деревеньки, леса и пахотные поля. Сейчас здесь Новополоцк, моногород-стотысячник, один из двух центров нефтехимической промышленности Беларуси. Его первый квартал сохранился по сей день, на месте и самая первая улица, хотя уже без палаток и бараков-времянок. Давайте по ним ходить, листать старые и новые снимки!
Поездка: Беларусь | Оглавление
Путешествовать по Беларуси легче с приложением Белкарт Pay: привяжите к нему свою банковскую карточку Белкарт и платите телефоном везде, где есть терминал.
Установите Белкарт Pay для Android или Huawei и поехали!
Развернуть
◉ 01 | Я перешел на Белкарт ← читать!
◉ 02 | Проехать вокруг Беларуси на пригородных поездах? Проехал! ← читать!
◉ 03 | Квартал, с которого начинался Новополоцк ← сейчас открыто
◉ 04 | Советский проект слияния Полоцка и Новополоцка ← готовится
◉ 05 | Полоцкий музей в водонапорной башне ← готовится
◉ 06 | Кампус Ветеринарной академии в Витебск ← готовится
◉ 07 | Утренняя охота на трамваи в промышленном районе Витебска ← готовится
◉ 08 | Молодежный район Могилева. Загадочные каменные столбы в пойме Дубровенки ← готовится
◉ 09 | Муралы могилевской Казимировки ← готовится
◉ 10 | История реконструкции вокзала Жлобина ← готовится
◉ 11 | Путешествие по дворам гомельского проспекта Ленина ← готовится
◉ 12 | Гомельская Новая Жизнь ← готовится
◉ 13 | Серпантины Советской и Гоголя в Мозыре ← готовится
◉ 14 | Главный дом Мозыря: Шестнадцатиэтажка ← готовится
◉ 15 | Новое лицо Бреста: Варшавское шоссе ← готовится
◉ 16 | В погоне за атмосферой во дворах Бреста ← готовится
◉ 17 | Крупнейшая автомобильная развязка страны ← готовится
◉ 18 | Залинейные казармы и ДОСы в Бресте ← готовится
◉ 19 | Гродненский вайб в центральных двориках ← готовится
◉ 20 | По местам съемок «Белых Рос» ← готовится
◉ 21 | Проект и уже построенная часть кольцевой дороги Гродно ← готовится
◉ 22 | Гродненские форты
◉ 23 | Район 1-го Лидского водохранилища
◉ 24 | О 88-й серии панелек на примере микрорайонов Молодечно
По советской традиции новостройка не сразу получила статус города. В 1959-м начали заселяться первые капитальные дома, тогда же на картах появился горпоселок Полоцкий и лишь в 1963-м он стал городом Новополоцком. Стройкой с самого первого дня (официально это 7 июня 1958-го) руководил Олег Ктаторов, чьим именем названа улица, отделяющая старейший квартал от последующих.
В честь строителей и почетных горожан воздвигнут монумент в районе здания по Молодежной, 7:
Стела с цифрами 1958 несет на себе стилизованное изображение палатки:
Символ палатки проник и в топонимику города. В первом микрорайоне есть соответствующая остановка общественного транспорта, расположенная непосредственно у бывшего городка бытовок:
Стояли они здесь, где сейчас поставлена православная церковь Божией Матери Нечаянная Радость:
Строчная застройка времянок сама собой подсказала называть первые улицы линиями, от которых до нас дошли 1-я, 5-я, 6-я и 7-я:
1-я линия, то есть хронологически первая улица Новополоцка:
Было так:
Довольно быстро была введена в строй школа, в какой-то момент крупнейшее каменное сооружение города:
Тут же выросла автостанция:
Наконец, стали появляться двух- и трехэтажки, теперь уже постоянное жилье будущих горожан. Строились они быстро, но оказались долговечными: одноэтажные бараки расселили, эти же продолжают служить людям.
Сейчас их укрыли термошубами и оштукатурили:
Было так:
Из-за сноса бараков 1-й квартал местами стал выглядеть моложе последующих, но тут никакой путаницы — это «историческое ядро» Новополоцка:
Город очень быстро перешагнул на второй микрорайон, хотя еще во время строительства первого будущий стотысячник представлял собой в основном ровное поле. Вот здесь сейчас многоэтажки:
Уже в первом микрорайоне открылся клуб, а на границе со вторым вскоре заработал кинотеатр «Космос», здание которого сохранилось по сей день. Было:
Стало:
Генплан Новополоцка 1976-го года предполагал, что к 2000-му он сольется с Полоцком в единый город на 260-280 тысяч населения, для чего понадобится освоение жильем правого берега Западной Двины, строительство нового моста и трамвайной линии. Планам сбыться тогда было не суждено, но… в следующем году строители все-таки выходят на другую сторону реки и начинают возведение микрорайона Ропнянский.
Об этом и о несбывшихся планах в завтрашнем тексте.