Вообще никакого Новополоцка могло и не быть. В годы, когда задумывался нефтеперерабатывающий завод, среди профильных специалистов обсуждался вариант с дальнейшим развитием Полоцка и построением транспортных связей с отдаленной промзоной. Впрочем, вариант с появлением второго города быстро взял верх и с тех пор они существуют в парной системе. Полоцк и Новополоцк взаимопроникают друг в друга в нескольких плоскостях, являются созависимыми и рано или поздно сольются в единое целое. Точнее, так: в советское время их слияние закладывалось в генеральные планы развития, а после эта перспектива официально была отменена. Тем не менее, жизнь в любом случае подталкивает к неизбежному — Полоцк и Новополоцк сближаются, а после перехода последнего на правый берег Западной Двины он и станет единственной точкой роста. Давайте посмотрим, как это будет происходить и в какие временные интервалы.
Поездка: Беларусь | Оглавление
Путешествовать по Беларуси легче с приложением Белкарт Pay: привяжите к нему свою банковскую карточку Белкарт и платите телефоном везде, где есть терминал.
Установите Белкарт Pay для Android или Huawei и поехали!
Развернуть
◉ 01 | Я перешел на Белкарт ← читать!
◉ 02 | Проехать вокруг Беларуси на пригородных поездах? Проехал! ← читать!
◉ 03 | Квартал, с которого начинался Новополоцк ← читать!
◉ 04 | Советский проект слияния Полоцка и Новополоцка ← сейчас открыто
◉ 05 | Полоцкий музей в водонапорной башне ← готовится
◉ 06 | Кампус Ветеринарной академии в Витебск ← готовится
◉ 07 | Утренняя охота на трамваи в промышленном районе Витебска ← готовится
◉ 08 | Молодежный район Могилева. Загадочные каменные столбы в пойме Дубровенки ← готовится
◉ 09 | Муралы могилевской Казимировки ← готовится
◉ 10 | История реконструкции вокзала Жлобина ← готовится
◉ 11 | Путешествие по дворам гомельского проспекта Ленина ← готовится
◉ 12 | Гомельская Новая Жизнь ← готовится
◉ 13 | Серпантины Советской и Гоголя в Мозыре ← готовится
◉ 14 | Главный дом Мозыря: Шестнадцатиэтажка ← готовится
◉ 15 | Новое лицо Бреста: Варшавское шоссе ← готовится
◉ 16 | В погоне за атмосферой во дворах Бреста ← готовится
◉ 17 | Крупнейшая автомобильная развязка страны ← готовится
◉ 18 | Залинейные казармы и ДОСы в Бресте ← готовится
◉ 19 | Гродненский вайб в центральных двориках ← готовится
◉ 20 | По местам съемок «Белых Рос» ← готовится
◉ 21 | Проект и уже построенная часть кольцевой дороги Гродно ← готовится
◉ 22 | Гродненские форты ← готовится
◉ 23 | Район 1-го Лидского водохранилища ← готовится
◉ 24 | О 88-й серии панелек на примере микрорайонов Молодечно ← готовится
Вообще если быть дотошным, то расклад по слиянию городов следующий: в самом узком месте между их границами расстояние уже составляет менее двухсот метров. Это река Западная Двина вот в этой точке — там по обеим сторонам заканчиваются границы Новополоцка и Полоцка:
Но это формальность. В реальности полноценное слияние в единый населенный пункт возможно только с переходом Новополоцка на правый берег реки и рост в сторону основного тела Полоцка. Исторически сложилось так, что нефтеград развивался лишь на левом берегу, хотя еще полвека назад он должен был начать захватывать отведенные для него земли на другом.
Почему же его жилая зона в итоге вытянулась длинной-длинной колбасой, превратив Новополоцк в типичный линейный город? Как вообще могло такое произойти, что в советское время рисовались генеральные планы, утверждались на уровне Совета министров республики и в итоге не выполнялись?
Стать единым целом парная система должна была в 2000-м году. Такой объем новых кварталов дал бы крышу над головой 280 тысячам человек, что на сто тысяч больше, чем сейчас проживает в агломерации суммарно. При этом за взаимное прорастание в основном должен был отвечать как раз Новополоцк, пускавший щупальца по обеим берегам Западной Двины. С одним щупальцем все срослось как надо — оно практически достигло проектной длины.
Переход на другой берег при Советском Союзе не состоялся вообще, в постсоветское время он состоялся лишь формально за счет включения в городскую черту поселков Боровуха и Междуречье. Впрочем, в 2024-м на общественные обсуждения был вынесен проект нового микрорайона Ропно по соседству с одноименной деревней — первого микрорайона на правом берегу. Вот здесь:
Впервые же микрорайон был очерчен как перспективный в 70-х годах, должен был начаться в 80-х, но под разными предлогами так и не начался. Считается, что местные власти активно сопротивлялись спущенным сверху планам об освоении правого берега, ссылаясь на оторванность их составителей от реальной градостроительной ситуации.
В противовес местным властям республиканские опирались на коллективный труд инженеров и архитекторов профильного научно-исследовательского института. В БелНИИПградостроительства правый берег посчитали более перспективным с точки зрения рельефа, инсоляции и качества воздуха. Застройка левого, мол, слишком близка к промзоне, поэтому дышат новополочане в том числе выбросами НПЗ и химкомбината.
Однако у властей на местах нашелся самый сильный аргумент продолжать развивать Новополоцк линейно: деньги. Освоение правого берега с достройкой минимум одного моста, с переходом трамвайной линии, с прокладкой коммуникаций, развитием дополнительного источника теплогенерации не вписывалось в бюджет. Мол, архитекторы могут быть тысячу раз правы, но кто оплатит столь щедрый банкет?
Генеральный план 1993-го года отменил и микрорайон Ропно, и другие перспективные жилые массивы правого берега. К тому же ситуация с экологией стала получше и еще улучшилась в последующие годы по мере модернизации производств. Но в конце концов Новополоцк достроил все возможные участки левого берега и в генплане 2024-го года все-таки вернулся к теме правого.
Более того, этот генплан сразу обозначил перспективу роста: показаны перспективные жилые массивы в Междуречье, поля частного сектора в Боровухе, бурное разрастание Ропно и появление нового микрорайона Чернещина, вплотную подходящего к микрорайонам Аэропорт в Полоцке. То, о чем так долго говорили большевики, может случиться уже после распада СССР — парные города окончательно сольются в один.
Я обвел новые жилые массивы кругами, а стрелками указал место сближения Чернещины и Аэропорта — они станут практически сплошным суперрайоном многоэтажек:
Главный вопрос, понятно, когда. Очевидно, строительная сфера столь крупной и промышленно развитой агломерации должна получать госзаказ, чтобы не деградировать. К тому же в Новополоцке есть свой целый домостроительный комбинат, закрыть который абсолютно невозможно в современной Беларуси. Думаю, Ропно начнет расти еще до 2030-го, тем более ради него пока не нужен новый мост.
Против отдаленной перспективы объединения играет демография. Оба города перестали расти не только за счет рождаемости, но и за счет урбанизации. В прошлом десятилетии Новополоцк покинул почетный клуб городов-стотысячников и ситуация пока не разворачивается обратно. Без роста населения так далеко развивать город смысла никакого нет — в нем некому будет жить.
В хорошем сценарии объединение состоится в перспективе 30-50 лет.