В этом году я сделал для себя маленькое открытие: оказывается, вокзал в Жлобине выполнен по типовому проекту. Доказательство было найдено аж в поволжской степи, в городе Петров Вал Волгоградской области, где мне нужно было сделать пересадку в Камышин. В Петров Вале вокзал именно такой, каким он был до реконструкции в нашем Жлобине. Реконструкции крайне нетривиальной: стены старого здания лишили кровли и как бы одели в чехол из легких металлоконструкций, увеличив таким образом полезную площадь. Проект готовило бюро «Институт ГомельПроект», реализация совершилась ровно 20 лет назад. Теперь слайды.
Поездка: Беларусь | Оглавление
Путешествовать по Беларуси легче с приложением Белкарт Pay: привяжите к нему свою банковскую карточку Белкарт и платите телефоном везде, где есть терминал.
Установите Белкарт Pay для Android или Huawei и поехали!
Развернуть
◉ 01 | Я перешел на Белкарт ← читать!
◉ 02 | Проехать вокруг Беларуси на пригородных поездах? Проехал! ← читать!
◉ 03 | Квартал, с которого начинался Новополоцк ← читать!
◉ 04 | Советский проект слияния Полоцка и Новополоцка ← читать!
◉ 05 | Полоцкий музей в водонапорной башне ← читать!
◉ 06 | Кампус Ветеринарной академии в Витебске ← читать!
◉ 07 | Утренняя охота на трамваи в промышленном районе Витебска ← читать!
◉ 08 | Молодежный район Могилева. Загадочные каменные столбы в пойме Дубровенки ← читать!
◉ 09 | Муралы могилевского Спутника ← читать!
◉ 10 | История реконструкции вокзала Жлобина ← сейчас открыто
◉ 11 | Путешествие по дворам гомельского проспекта Ленина ← готовится
◉ 12 | Гомельская Новая Жизнь ← готовится
◉ 13 | Серпантины Советской и Гоголя в Мозыре ← готовится
◉ 14 | Главный дом Мозыря: Шестнадцатиэтажка ← готовится
◉ 15 | Новое лицо Бреста: Варшавское шоссе ← готовится
◉ 16 | В погоне за атмосферой во дворах Бреста ← готовится
◉ 17 | Крупнейшая автомобильная развязка страны ← готовится
◉ 18 | Залинейные казармы и ДОСы в Бресте ← готовится
◉ 19 | Гродненский вайб в центральных двориках ← готовится
◉ 20 | По местам съемок «Белых Рос» ← готовится
◉ 21 | Проект и уже построенная часть кольцевой дороги Гродно ← готовится
◉ 22 | Гродненские форты ← готовится
◉ 23 | Район 1-го Лидского водохранилища ← готовится
◉ 24 | О 88-й серии панелек на примере микрорайонов Молодечно ← готовится
Из одного текста о вокзале упомянутого Петров Вала мне удалось узнать, что проект готовился «харьковским отделением министерства путей сообщения». В целом это словосочетание в контексте стройки звучит как белиберда, но как минимум приближает к правильному ответу: вероятно, проект зародился в каком-то профильном гипро Южной железной дороги. Чисто по картинкам вокзалов южной и центральной Украины понятно, что преемственность у них точно есть.
Станция Петров Вала приняла современный вид в 1949-м, а Жлобина, скорее всего, чуть-чуть позже. Наиболее ранняя послевоенная фотография привокзальной площади белорусского райцентра относится к первой половине 50-х:
1980-й год:
Я провел несколько летних месяцев в разные годы Жлобина 80-х и, так как жил прямо у вокзала, бывал на нем десятки раз. Ну, помимо основной транспортной функции, он обладал еще и развлекательной: в зале ожидания были установлены игровые автоматы типа «Морской бой» и «Правила дорожного движения», а в углу находилась касса по размену банковских ассигнаций на 15-копеечные монеты — именно такие поедались автоматами.
Первое расширение Жлобин-Пассажирский получил уже в 70-е, хотя к тому времени еще даже не началось строительство Белорусского металлургического завода, и райцентр оставался довольно скромным по числу жителей. Билетные кассы вынесли в отдельное здание, появилось больше места в зале ожидания.
Это снимки из моего детства. Здесь у елочек торговали мороженым из передвижного лотка:
Необходимость дальнейшего наращивания емкости пассажирского терминала стала очевидна в 80-х, когда заработал БМЗ. Город рос опережающими темпами за счет переселенцев со всего Союза, выросла рождаемость (она потом превышала смертность даже в 90-е), вместе с этим и число пассажиров.
Однако взяться за реконструкцию получилось уже в новое время, а именно в 2002-м году. Проект разработало гомельское бюро, архитекторами выступил дуэт Тиховых, работы были проведены очень быстро — в январе 2004-го вокзал сдали. Остов здания без кровли:
Современный вид потребовал смены цвета фасадов, закрашенных в тон рамам витражей:
Вид от привокзальной площади:
Через стекло просматриваются стены старого вокзала:
Новый проект забрал у стен несущую функцию. Кровля из металлоконструкций поставлена на новые опоры, а старые оставлены лишь как символ, декор:
У вокзала появился второй функциональный этаж, в котором расставлены дополнительные кресла для пассажиров, а также стойка с розетками и USB-разъемами:
Пусть сейчас такая крыша кажется уж слишком простой, оригинальность проекта реконструкции вокзала Жлобина перекрывает этот недостаток. Интересный яркий объект, украшение не чужого мне города.