Есть такая известная байка про Минск: мол, Брежнев, как-то посещая столицу Беларуси, попросил показать ему старый город, а показать было особо и нечего. Согласно этой городской легенде интерес генсека подстегнул городские власти реконструировать Троицкое предместье. С Ташкентом примерно так же… Запроси дорогой Леонид Ильич подобную экскурсию в узбекской столице, остался бы он почти ни с чем, хотя Ташкенту 2200 лет. Чисто технически старой застройки полным полно, но все это лабиринты махалля, приземистые кривые улицы с глухими стенами и заборами. Практически единственным пятном древнего города является ансамбль Хазрати Имам, группа мавзолеев и медресе к северу от махалля Хастимом. Внимание на экран.
Поездка: 🇺🇿 Узбекистан | 🇰🇬 Кыргызстан | 🇹🇯 Таджикистан | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Ташкент. Первое официальное знакомство ← читать!
◉ 02 | Новый деловой район узбекской столицы ← читать!
◉ 03 | Особенный путь развития ташкентского метрополитена ← читать!
◉ 04 | Капля старого Ташкента: махалля Хастимом и ансамбль Хазрати Имам ← сейчас открыто
◉ 05 | Ташкентский рынок Чорсу. Обжорные ряды! ← готовится
◉ 06 | Себзар как спальный район по-узбекски ← готовится
◉ 07 | Ташкент. Погружение в плов ← готовится
◉ 08 | Заброс в Ферганскую долину: Коканд ← готовится
◉ 09 | Центр узбекской керамики Риштан ← готовится
◉ 10 | На шелкопрядильной фабрике Маргилана ← готовится
◉ 11 | Столица Ферганской долины, вообще не узбекский город Фергана ← готовится
◉ 12 | Крупнейший город долины будущий миллионник Наманган ← готовится
◉ 13 | Антигород Андижан, энциклопедия всего плохого ← готовится
◉ 14 | Кыргызстан. Странное устройство железной дороги в Ферганской долине. Город Джалал-Абад ← готовится
◉ 15 | Лицо Средней Азии как оно есть: Ош ← готовится
◉ 16 | Таджикистан. Теплая прогулка по Душанбе ← готовится
◉ 17 | Колоритные спальные районы таджикской столицы ← готовится
◉ 18 | Вторая столица Таджикистана Худжанд ← готовится
◉ 19 | Глубокая провинция — Бохтар ← готовится
◉ 20 | Куляб, ворота Памирского тракта ← готовится
Ташкент так устроен, что стоит отойти в сторону от широких проспектов и попадаешь в лабиринты традиционной формы организации жилого пространства в Средней Азии — махалля. Кривые улочки, глухие внешние стены дворов, одноэтажные домики тянутся на километры, как и столетия до сего дня сбивая с толку пришлых. Махалля это и сильное сообщество, и защита от чужих, и образ жизни, где все как бы сами по себе, но все за одного.
Можно прогуляться по махалля Хастимом и побывать в тысяче других таких же на всей территории Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, части Кыргызстана, Ирана и Азербайджана: не теперешним поколением так заведено и не ему это менять.
Хастимом отличается от других только тем, что в его лабиринтах сохранился кусочек древнего города. Еще двадцать лет назад дома обступали старые медресе и мавзолеи вплотную, буквально растворяя их в себе, но с середины нулевых власти Ташкента принялись расчищать пространство вокруг оригинальных построек и достраивать новые, чтобы сформировать так называемый ансамбль Хазрати Имам, духовное и историческое ядро столицы.
В махалля видны пятна сноса, разорванные полотна бесконечных стен и заборов:
Площадь, где сделаны эти фотографии, была практически полностью застроена. Культовые постройки только возвышались над домами горожан, но фактически составляли единое целое с ними. Теперь так:
Наиболее ценное сооружение в комплексе самое незаметное. Медресе Муйи Муборак построено в XVI веке, функционально является библиотекой с несколькими тысячами единиц хранения. Наиболее ценным экземпляром в коллекции считается Самаркандский куфический Коран, древнейшая из сохранившихся рукописей священной книги мусульман (год создания приблизительно 648-й). Вероятно, в Узбекистан она попала в качестве трофея Тамерлана в XV веке.
Вторым по ценности объектом стоит считать медресе Баракхан, учебное заведение, появившееся над мавзолеем когдатошнего правителя Ташкента Суюнчходжа-хана. Можно войти во внутренний двор:
Мечеть Хазрати Имам построена в 2007-м году, посвящена Абу Бакру Мухаммаду ибн Али аш-Шаши, духовному лидеру Ташкента в X веке. Именно вокруг его мавзолея, находящегося здесь же, вырос весь комплекс.
На этом фото в правой части мечеть Тилла-Шейх (XIX век) и стройка Центра исламской цивилизации, ключевого элемента комплекса. Фактически центр будет выступать своего рода государственным научно-исследовательским институтом, чьим направлением работы будет все, что связано с традициями ислама в Узбекистане. Финансируется стройка как за государственные средства, так и на пожертвования частных лиц (например, 76 миллионов долларов выделил Алишер Усманов).
Помимо перечисленных зданий к ансамблю прилегает мавзолей самого Хазрати Имама, также некогда окруженного жилой застройкой. Теперь территория вокруг него расчищена:
Ну, собственно, это и есть древний Ташкент, его духовное и историческое сердце. Брежнев был бы доволен, кажется.