На вопрос «Возможно ли объехать все железные дороги мира?» я отвечаю коротко: «Победа или смерть!». Это и было причиной поездки в Вильянди — небольшой город в эстонской глубинке. До Вильянди протянута тупиковая неэлектрифицированная однопутная ветка, имеется регулярное движение дизель-поездов, а расписание позволяет часок погулять и сразу же уехать обратно. Я поехал и вообще не пожалел. Приятное место.
Эстонию я изучал вместе с «Кварталом Depo»: ярким, современным, гармоничным жилым комплексом у площади Победы в Минске. Его возводит компания «А-100 Девелопмент», а первые жители въедут в свои квартиры уже в 2022-м году. Будьте среди них!
Поездка: Эстония | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | «Квартал Depo» как Минск 2.0 — яркий, смелый, в самом центре ← читать!
◉ 02 | Таллинн. Как малюсенькая страна экс-СССР доросла до своих небоскребов в Сити ← читать!
◉ 03 | Таллинн. Реконструкция старого района Каламая (на зависть всем) ← читать!
◉ 04 | Таллинн. Rottermani City, триумф эстонской архитектуры ← читать!
◉ 05 | Тарту. Сплав эпох в новом центре города ← читать!
◉ 06 | Тарту. Переосмыслить советский микрорайон ← читать!
◉ 07 | Тарту. Традиционное многоквартирное деревянное жилье ← читать!
◉ 08 | Нарва. Русский эстонский город. Центр ← читать!
◉ 09 | Нарва. Столетнее жилье Кренгольмской мануфактуры ← читать!
◉ 10 | Нарва-Йыэсуу. Суровый северный курорт ← читать!
◉ 11 | Пярну. Перестройка эстонской провинции ← читать!
◉ 12 | Курресааре. Жизнь и архитектура на Моонзундском архипелаге ← читать!
◉ 13 | Валга-Валка. Города-близнецы по обе стороны эстонско-латвийской границы. Взгляд из Эстонии ← читать!
◉ 14 | Валга-Валка. Города-близнецы по обе стороны эстонско-латвийской границы. Взгляд из Латвии ← читать!
◉ 15 | Силламяэ. Бывший секретный населенный пункт ← читать!
◉ 16 | Кохтла-Ярве. Упадок по-эстонски ← читать!
◉ 17 | Йыхви. Чем наполнен микрогородок в богатой стране ← читать!
◉ 18 | Вильянди. Три часа на поезде, чтобы посмотреть на глубинку ← сейчас открыто
◉ 19 | Маарду. Спутник Таллинна ← читать!
◉ 20 | Сауэ. Спутник Таллинна ← читать!
◉ 21 | Палдиски. На берегу ветреного моря ← читать!
Железка эта была построена в начале XX века и была как бы внесистемной: имела свой вокзал в Таллинне, колею 750 миллиметров и управлялась частной компанией. Самое удивительное, что и после вхождения Эстонии в СССР оставалась в таком же формате вплоть до начала 70-х годов. Затем с переходом от паровой к тепловозной тяге была наконец перешита на широкий стандарт 1520 миллиметров. Вильянди, будучи линейной станции на пути в Мыйзакюлу, стала тупиковой — хвост линии отпал за ненадобностью.
Подъездная дорога к станции, улица Ваксали, а на ней старенький склад:
Пути заходят в промзону Вильянди, где имеется мебельное производство и что-то еще:
Наверняка жилье железнодорожников, как минимум в прошлом:
А я пошел в центр, но не самой короткой дорогой, а так, чтобы задеть кусочек спального района. Ожидаемо ничего необычного, просто галочка в списке посещенных мест.
На улице Рейну кладбище немецких солдат, погибших здесь в боях 1941-го года. Оно было обустроено силами оккупационной администрации, но разрушено после освобождения Эстонии. В начале 90-х восстановлено за счет немецкого правительства.
Задник театра «Угала». Да, это не районный дом культуры или там центр ремесел, это именно профессиональный (!) театр в городке на 17 тысяч населения. Здание максимально модное, хотя построено еще в 1981-м году.
Кадр на боковую улочку Харидузе, по которой можно прийти к руинам вильяндийского замка. Увы, на руины времени не было, да и картинки из интернета ничего особенного не обещали.
Мой выбор — центр. На горе неоготический костел святого Павла (вторая половина XIX века), центральная достопримечательность уездника и его гордость. Хорошо!
Трудно представить, но городская школа:
Немного кадров по сторонам:
На улице Ваксали:
На площади Свободы (Вабадузе):
Улица Ваксали делает поворот под прямым углом и получает имя Таллиннской, центральной улицы Вильянди. Справа от меня остается наиболее уплотненный старый малоэтажный центр. Милый и душевный:
Что-то старое, но переделанное в многофункциональный торгово-административный центр:
Растет количество каменных строений, немного увеличивается этажность и плотность украшений. По всем признакам я в центре:
На дерева тоже хватает, хотя деревянные усадьбы не всегда выходят лицевыми сторонами на Таллиннскую улицу:
Дошел до торгового центра Centrum, выпил кофе и еле выловил такси, чтобы успеть на поезд обратно. Все обошлось.