Пост, который научит вас заправски ездить на турецких долмушах (маршрутках) и существенно при этом экономить

▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Долмуш — национальный вид транспорта Турции! В Турции, конечно, есть какой угодно транспорт: лоукосты и традиционные авиакомпании, быстрые (и медленные) поезда, паромы, катера, комфортабельные автобусы, но без долмушей невозможно представить эту страну. Долмуш такой же обязательный элемент турецкого пейзажа, как оливковые сады и голубое море. Они распространены не по всей территории страны, а встречаются больше в густонаселенных районах, хотя и в глубокой провинции тоже носятся белые микроавтобусы, ежедневно перевозя людей. Долмуши очень дешевы как способ передвижения, но и маршруты их далее 100 километров мне не встречались. Как правило междугородняя турецкая маршрутка идет максимум на 2-3 райцентра (илчи) вглубь от центра региона (ил). Система долмушей децентрализована и очень запутана, но кое-какие подсказки я публикую в этом посте, чтобы в вашу следующую поездку в Турции вы не переплачивали турфирмам за поездку реальной стоимостью 1 доллар.

Цикл: 🇹🇷 Турция. Эгейский и Средиземноморский регионы | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Измир. Система light rail и метро ← Читать!
◉ 02 | Измир. Что такое маршрутка-долмуш и как на ней ездить ← сейчас открыто
◉ 03 | Гумульдур. Как выглядит турецкий шведский стол ← Читать!
◉ 04 | Эфес. Топовые турецкие достопримечательности античного периода ← Читать!
◉ 05 | Сеферихисар. Нетуристические городки Турции ← Читать!
◉ 06 | Оздере. Типовые поселки вилл ← Читать!
◉ 07 | Айдын. Прогулка по областному центру, где не бывает туристов ← Читать!
◉ 08 | Кушадасы. Обзор отелей города — партнеров оператора «Топ-Тур». Часть 1 ← Читать!
◉ 09 | Кушадасы. Обзор отелей города — партнеров оператора «Топ-Тур». Часть 2 ← Читать!
◉ 10 | Кушадасы. Обзор отелей города — партнеров оператора «Топ-Тур». Часть 3 ← Читать!
◉ 11 | Кушадасы. Организация отдыха в условиях пандемии ← Читать!
◉ 12 | Кушадасы. Впечатления от курорта ← Читать!
◉ 13 | Кушадасы. Спальный район. Цены на жилье в курортном городе ← Читать!

Долмуши бывают двух видов — городские и пригородные. О городских писать нечего, никаких отличий от наших у них нет.

С пригородными куда сложнее, но и интереснее, так как они позволяют очень дешево передвигаться по стране.

Пригородный/междугородний долмуш всегда белого цвета в отличие от городского, который бывает и кремового, и бирюзового, и красного. Подвижной состав — разнообразная «турция», а также прочие дешевые автобусы. На капоте и задних дверях написан маршрут, за которым закреплен бус; на боковых стеклах — основные пункты маршрута. Если машину переставляют на другую трассу, на приборной панели устанавливается временная табличка, но это бывает редко.

Водители долмушей не страдают украшательством (вероятно, запрещено властями), но не отказывают себе в удовольствии наносить разного рода надписи на кузов и стекла. Чаще всего встречается междометное восклицание восхваления Аллаха «Машалла», но бывают и варианты.

Вверху «Aġlicaksan oynamayalim» — что-то типа «предлагаю не гонять на перегонки», а ниже «çakallarla yarişiriz» — продолжение фразы, но я не знаю, какой в нее вложен смысл. Можно понять как «гоняют только шакалы».

«Kücük metin» — пустая фраза, дословно переводится «маленький текст».

А это водитель долмуша, увидевший из кафе, где он ужинал, что я заинтересовался микриком, и выскочил попозировать, не забыв включить фары.

Вообще в Турции люди приветливые как и повсеместно в Азии, угрюмые и злые встречаются заметно реже, чем у нас. Но у них есть и недостаток: абсолютное незнание английского. Передвигаясь маршрутками вы будете предоставлены сами себе и не сможете получить никакой справки у шофера.

Придется разбираться самому :)

Лучший способ разобраться — сходить на ближайший автовокзал. В поселках и мелких городах гнездом долмушей всегда выступает именно автовокзал. В крупных, увы, все не так. Долмуши могут заезжать туда, но он не будет местом их фактического отправления по маршруту.

Начнем с мелких. На карте необходимо найти точку с названием «Otogar» — это и будет автовокзал.

Вот, например, илчи Сельчук, где Эфес:

А это Урла, райцентр неподалеку от Измира:

Турецкие автовокзалы устроены совсем не так, как у нас. У них может даже не быть зала ожидания, а расписания вывешены на обычных листочках где-нибудь на фасаде.

Расписания составлены не по направлениям, а по перевозчикам, при этом никакой централизации на некоем «табло отправления» нет за исключением очень крупных городов. У каждого перевозчика будет своя касса (иногда просто стол с усатым турком и пачкой денег), даже у операторов долмушей, коих насчитывается превеликое множество.

Все это сложно, поэтому лучше на месте изучить нужные направления.

В крупных городах маршрутки пасутся в специальных местах — улицах, площадях, у станций метро. Найти эти места сложно, они плохо гуглятся, приходится буквально включать режим разведчика. В частности в Измире нужная мне площадка нашлась через таксиста. Я сел в такси и попросил отвезти туда, откуда уезжают маршрутки в нужный Гумульдур. Таксист привез меня на неприметную остановку в районе Газиэмир, где тусовалась толпа народу и работал зазывала, рассаживающий пассажиров в нужные автобусы. Сервис!

На напряженных маршрутах долмуши ходят часто, иногда каждые 10-15 минут. На ненапряженных может быть несколько рейсов в день.

Маршрутки отлавливать можно где угодно, абсолютно в любой точке улицы или трассы, водитель ради нескольких лир готов нарушать любые правила. В местах с плотной застройкой по этой причине они едут чрезвычайно медленно, сигналя всем прохожим без разбора, как бы привлекая внимание к себе. Но за городом превращаются в «шумахеров» и втапливают тапки ровно в пол.

В маршрутках чаще нет кондиционера, но открываются все окна. Иногда водитель распахивает на ходу и двери ;)

Салон выполнен максимально непритязательно. Встречаются вариации с накопительными площадками либо без оной, но с багажным отделением. Крупные сумки и коляски перевозить в долмушах можно без всяких проблем.

Попадаются салоны с вырвиглазным освещением. Очень часто есть флаги под потолком.

Теперь вопрос оплаты. Как правило в салоне висит прайс-лист по основным точкам маршрута. Вариант «зашел — вышел» повсеместно стоит 2,5 лиры, это около 80 белорусских копеек. Маршрут длиной 5-10 километров оценивается в 1 рубль, дальше больше, но редко дороже 3 рублей (это уже будет маршрут около 50 километров). Покупка талончика на автовокзале выходит дешевле примерно на 20%.

Иногда маршрутчик может брать цену из головы, конечно, только по отношению к иностранцу. Но они сильно не наглеют, может, те же 20% сверху накидывают :)

Я не знаю, можно ли покрывать большие расстояния в Турции при помощи цепочки пересадок из маршрутки в маршрутку, но, похоже, для западного и южного побережий эта схема будет работать.

И я, само собой, хочу совершить такое путешествие.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎