Несостоявшийся метрополитен — подземный скоростной трамвай в Кривом Роге

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Я немало видел внеуличных транспортных систем, потому что наделен некоторым увлечением общественным транспортом с совсем юных лет. Метротрамвай Кривого Рога, конечно, давно привлекал своей необычностью — он такой же странный как, например, подземный троллейбус Бостона, а на территории бывшего СССР имеет только одно перевоплощение в Волгограде. В Кривом Роге система изначально строилась по метрошным стандартам и может быть относительно безболезненно переключена на полноценное метро. Конечно, вряд ли это когда-нибудь произойдет, но сам факт. В этом тексте поездка по подземным тоннелям на трамвае, который всегда хотел быть метро. Вы останетесь довольны.

Кривому Рогу без быстрого транспорта никак нельзя. Это город выраженной маятниковой миграции с очень крупными предприятиями и удаленными жилыми массивами — именно поэтому он получил почти полноценное метро в обход негласного советского правила «Метро положено городам с миллионом жителей». Почему почти: потому что практически все метростандарты были выполнены, но платформы построены под высоту трамваев, куда более дешевых в обслуживании и при покупке, чем поезда. И, конечно, обладающих соизмеримыми со сложившимся пассажиропотоком провозными способностями. Вот если бы население и промышленность продолжали рост, то тогда, вероятно, состоялось бы переключение на метро. Но не состоялось.

Надо понимать, что «метрошным» участок криворожского трамвая строго является только один — строившийся первым и получавший незначительные расширения в последующие годы. Несколько лет назад сеть получила гейт в систему городского трамвая и некоторые маршруты были продлены по путям общей сети. Разумеется, это уже не то что не метро, это даже не LRT хотя бы по типу киевского.

В Кривом Роге 4 станции находятся под землей, тоннелей — 6,8 километров. Остальная часть линии идет в обособленном «коробе» как, например, Филевская линия в Москве. Никаких пересечений с остальным транспортом в одном уровне нет, равно как нет доступа к линии кроме как через турникеты станций. Да, это, без сомнения, метро в чистом виде, но с подвижным составом, классифицируемым как трамвай. Такие дела!

Ну, пора прокатиться :)

Ближайшая станция к моему отелю Reikatz (отличная недорогая украинская сеть отелей, попробовал в трех городах, везде доволен) оказалась «Дом советов», подземная. То, что надо!

Обратите внимание, что трамвай мимикрирует под метро даже в исполнении логотипа.

Станции расположены очень неглубоко, буквально сразу под поверхностью. При этом шум от движения трамваев слышен еще на подходе — дело то ли непосредственно в конструкции подвижного состава, то ли в исполнении рельсового пути. Стоимость проезда всего 2,5 гривны (примерно 17 копеек на наши), вместо жетонов уже используются бумажные талончики.

Панорама станции с высоты лестницы:

Мне кажется платформы несколько уже… Хотя бог его знает, мозг умеет интерпретировать.

Отсутствие денег настолько глубоко, что после декоммунизации названий нет средств заменить таблички на путевых стенах. Старые топонимы просто заклеили бумагой. И так по всей линии, я проверял.

Прибывает поезд!

Основным подвижным составом в системе являются трамваи Tatra T3, суперраспространенная на территории СССР модель чехословацкого производства. Модель очень живучая и лет 10 еще точно пробегает. Кроме того, есть несколько КТМ-11, не попавшихся мне в день покатушек, и один КТ3UA, фактически глубоко модернизированный поезд из двух Т3 с новой низкопольной вставкой посередине. Вот этот зверь мне попался!

Внутри вагона как в Нью-Йоркском метро конца 80-х — все расписано:

Вагон едет очень шустро, но его ощутимо качает. Надеюсь, сходы здесь не часты.

В тоннелях загорается салонное освещение:

Большая часть станций в системе наземные, но обособленные. Почти все они имеют оригинальный входной вестибюль, а иногда еще и укрытие платформ по типу дебаркадера. Станция «Мудреная» внутри:

Снаружи:

В пути:

Наземная станция с боковыми платформами «Городская больница»:

Подземная станция с боковыми платформами «Вечерний бульвар»:

Как раз на этой станции мне удалось словить единственный полунизкопольный трамвай, склеенный из двух Т3. Вставка новая, остальное все из прошлого века.

Когда-то в Кривом Роге были даже трехвагонные поезда из «Татр», но последний расцеплен еще в 2014-м году, в них попросту нет необходимости. Теперь на линии попадаются даже вагоны-одиночки.

Еще один важный момент. Т3 был и есть вагоном для обычных правосторонних линий советских городов с дверями только с одного бока. Это приводит к забавному казусу в Кривом Роге: на станциях с островными платформами они вынуждены менять стороны. Немного кипит котелок от такого.

Финальной точкой моих покатушек стала станция «Кольцевая» — наземная станция без платформ, фактически ничем не отличающаяся от нашего трамвая. Именно здесь сделан гейт с городской системой, но основной маршрут разворачивается, не выезжая за пределы скоростной системы.

Вокруг мало застройки, есть неплохие локации для фотосъемок.

Кроме того, к «Кольцевой» идет трамваеметромост! Редкое инженерное сооружение, факт. Мост поднят над искусственным озером неизвестного мне происхождения. Карточки:

Вот так.

Не хотите пропускать мои посты?
Подпишитесь на сообщества в Фэйсбук, Вконтакте или Одноклассниках.
Хотите больше? В Инстаграме, Телеграме и Ютьюбе то, что не попадает в блог!

Ваш бизнес может стать партнером моих путешествий по Беларуси, СНГ, всему миру. Узнайте подробности >>

Кстати, есть и другие посты из Украины. Выбирайте на карте:

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

1
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий.
Андрей Дробышевский
Участник
Андрей Дробышевский

Я остался доволен