На Албанию я выделил себе чуть более двух суток, имея план обкатать всю железнодорожную систему страны, благо состоит она всего из полутора веток: из Тираны в Дуррес и из Дурреса в Эльбасан. Фактически речь про один почти закольцованный маршрут, однако расписание предполагает пересадку. В реальности же не получилось ничего: албанская железная дорога в холодный сезон 2021-го года не функционировала от слова совсем — то ли померла окончательно, то ли прикрылась ковидом и сэкономила на убыточных перевозках. Тем не менее Эльбасан, центр одноименной области, выглядел оптимальным для заполнения освободившегося времени благодаря своему расположению. Я нашел нужную маршрутку на автовокзале в Дурресе и через полтора часа вышел в городе, в который никто никогда не поедет с туристическими целями. Албанская глубинка как она есть.
Поездка: 🇷🇸Сербия 🇦🇱Албания 🇲🇪Черногория | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Сербия. Особенности отрасли такси. Зачем нужен Яндекс в Белграде ← Читать!
◉ 02 | Сербия. Безжалостный район Новый Белград. Башня GenEx ← Читать!
◉ 03 | Сербия. Городская электричка «Беовоз» ← Читать!
◉ 04 | Сербия. Снос старого вокзала. Новый деловой район Белграда ← Читать!
◉ 05 | Сербия. Цыганские трущобы столицы ← Читать!
◉ 06 | Сербия. Разрушения от натовских бомбардировок в Белграде ← Читать!
◉ 07 | Сербия. Жилой комплекс «Рудо». Восточные ворота ← Читать!
◉ 08 | Сербия. Особенности сербских городов: тротуары, парковки, микрорайоны, благоустройство ← Читать!
◉ 09 | Сербия. Глубинка. Поселок городского типа Лапово ← Читать!
◉ 10 | Сербия. Прогулка по вечернему Крагуевацу, побратиму Могилева ← Читать!
◉ 11 | Сербия. Центр Ниша, побратима Витебска ← Читать!
◉ 12 | Сербия. Ниш, контрасты частного сектора — от богатого до беднейшего ← Читать!
◉ 13 | Сербия. Центр столицы Воеводины, города Нови-Сад ← Читать!
◉ 14 | Сербия. Город Нови-Сад. Микрорайон Лиман на берегу Дуная с пляжем и роскошным вантовым мостом ← Читать!
◉ 15 | Сербия. Город Суботица, самый красивый город страны ← Читать!
◉ 16 | Албания. Прогулка по центру столицы ← Читать!
◉ 17 | Албания. Трущобы Тираны ← Читать!
◉ 18 | Албания. Главный курорт страны Дуррес ← Читать!
◉ 19 | Албания. Глубинка — город Эльбасан ← сейчас открыто
◉ 20 | Черногория. Подгорица в условиях локдауна ← Читать!
В Эльбасане живет около 140 тысяч человек, это третий по величине город после Тираны и Дурреса. Находится он в 60 километрах к юго-востоку от столицы, связан с ней крупной автотрассой и, как я уже писал выше, окольным железнодорожным путем. В Эльбасане находится важнейшее промышленное предприятие коммунистической Албании — меткомбинат «Сталь партии», приватизированное турецким инвестором и скукожившееся до локального переработчика вторсырья.
Вышел я на углу улицы имени короля Зогу I и некоего Thoma Khalefi (со вторым словом все понятно — калиф, а кто такой Тома нагуглить не получилось).
В центр пошел пешком, подмечая этнографические детали по пути.
Вот идет торговля стиральными машинами прямо с улицы (интересно, а если дождь, коих тут чуть не каждые два часа в межсезонье?):
Такси «Мерседес» — бывшее такси, пригнанное из Германии, если судить по специфической расцветке топленого молока. Любовь Албании к этой марке настолько безгранична, что чудесным образом все угнанные «Мерсы» оказываются здесь :)
Свежая морковка и клубника из Греции, местные мандарины и гранаты, а также грецкие орехи, инжир, финики:
Готовится площадка для строительства чего-то нового. А на заднем плане серое минималистское здание — мэрия города:
Справа отель Skampa, слева какой-то местный банк и прочие офисы:
Эта зеленая площадь носит имя уроженца Эльбасана Акифа Паши, борца национально-освободительного движения начала XX века. Место, похоже, тусовочное, поэтому зачем-то построен такой вот разноцветный переход. Для красоты что ль.
И тут же достопримечательность, раскопки фундамента палеохристианской, то есть очень ранней, церкви. Эльбасан хоть и возник во II веке до нашей эры, где-то в первом тысыячелетии был оставлен людьми. Однако — подтверждают раскопки — жители его как минимум частично были христианами.
Здесь же расположен основной променад Эльбасана, пешеходная улица, тянущаяся вдоль крепостной стены.
Я решил, что интереснее всего зайти за нее, то есть пройтись по наиболее старой части Эльбасана.
Старые узкие улицы выглядят совсем уж лубочными, словно после албанских «Дожинок»…
Ощущение, что внутрикрепостное пространство чисто китайскими методами снесли под ноль и построили «типа аутентично». Но нет, большая часть зданий оригинальная.
Старенькая мечеть (за ней еще и католическая часовня):
Где-то там в глубине виднеется настоящая жизнь:
А эта улица носит имя Egnatia, довольно распространенный топоним в Албании и Греции, указывающий на прохождение важнейшей древнеримской дороги на Византию:
Вновь за пределами крепостных стен:
На бульваре Акиф Паши:
Барбакан на углу крепости:
Побродив по центру, я выдвинулся обратно к площадке, которую принял за автовокзал. Оказалось, что это просто отстойник микроавтобусов на месте ранее существовавшего рынка. Сложные переговоры с использованием непереводимых слов местного диалекта открыли правду, что автобусы в Тирану отправляются от дворца спорта. Почему оттуда? Ну, так сложилось :)
Немного удивительно, что дворцы спорта почему-то выглядят примерно одинаково везде: