Где-то я уже видел такое… Как в Белграде снесли вокзал в центре ради строительства нового района, но забыли построить другой вокзал взамен

Где-то я уже видел такое… Как в Белграде снесли вокзал в центре ради строительства нового района, но забыли построить другой вокзал взамен
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Белград, будучи одним из старейших городов Европы, переживший множество разрушений и политико-экономических эпох, неподготовленного человека может привести в смятение. Нагромождение домов, улиц, площадей, зачастую полное отсутствие логики в планировочной сети плюс сложный холмистый рельеф и две крупные реки под боком — в общем, город непрост. Сербская столица решила кардинально изменить свой облик, задумав мегапроект «Белград на воде» на месте центральной железнодорожной станции. Работы по ее выносу начались, страшно представить, более 45 лет назад и не закончены до сих пор, однако появление «солидного инвестора» с арабскими корнями заставило мэрию пойти на нетривиальный шаг: вокзал был закрыт без полноценной замены, а поезда вынесены на окраину, буквально на стройку нового. «Белград на воде», конечно же, забуксовал, но было уже поздно. История напоминает снос «Московского» в Минске почти в деталях!

Поездка: 🇷🇸Сербия 🇦🇱Албания 🇲🇪Черногория | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Сербия. Особенности отрасли такси. Зачем нужен Яндекс в Белграде ← Читать!
◉ 02 | Сербия. Безжалостный район Новый Белград. Башня GenEx ← Читать!
◉ 03 | Сербия. Городская электричка «Беовоз» ← Читать!
◉ 04 | Сербия. Снос старого вокзала. Новый деловой район Белграда ← сейчас открыто
◉ 05 | Сербия. Цыганские трущобы столицы ← Читать!
◉ 06 | Сербия. Разрушения от натовских бомбардировок в Белграде ← Читать!
◉ 07 | Сербия. Жилой комплекс «Рудо». Восточные ворота ← Читать!
◉ 08 | Сербия. Особенности сербских городов: тротуары, парковки, микрорайоны, благоустройство ← Читать!
◉ 09 | Сербия. Глубинка. Поселок городского типа Лапово ← Читать!
◉ 10 | Сербия. Прогулка по вечернему Крагуевацу, побратиму Могилева ← Читать!
◉ 11 | Сербия. Центр Ниша, побратима Витебска ← Читать!
◉ 12 | Сербия. Ниш, контрасты частного сектора — от богатого до беднейшего ← Читать!
◉ 13 | Сербия. Центр столицы Воеводины, города Нови-Сад ← Читать!
◉ 14 | Сербия. Город Нови-Сад. Микрорайон Лиман на берегу Дуная с пляжем и роскошным вантовым мостом ← Читать!
◉ 15 | Сербия. Город Суботица, самый красивый город страны ← Читать!
◉ 16 | Албания. Прогулка по центру столицы ← Читать!
◉ 17 | Албания. Трущобы Тираны ← Читать!
◉ 18 | Албания. Главный курорт страны Дуррес ← Читать!
◉ 19 | Албания. Глубинка — город Эльбасан ← Читать!
◉ 20 | Черногория. Подгорица в условиях локдауна ← Читать!

Главный вокзал в Белграде занимал самое сладкое место: прямо на берегу Савы и ровно напротив нового района. Построен он был еще в 80-х годах XIX века, так что пышность здания соответствующая. Оно, к слову, сохранено, так как имеет историческую ценность.

Привокзальная площадь реконструирована и приведена в порядок, теперь тут все выглядит по-богатому. Важное место отведено памятнику Стефану I Неманя, фактическому создателю первого сербского государства в XII веке.

Проект Belgrade Waterfront (в сербском варианте звучит как «Белград на воде») был представлен в середине прошлого десятилетия. Он включает в себя множество жилых домов, крупнейший на Балканах торговый центр и 200-метровый небоскреб. Также и общественные зоны вдоль набережной Савы, скверы, прогулочные дорожки.

Инвестировать собрался солидный арабский инвестор, получивший землю в ходе непрозрачного процесса и согласовавший внешний вид комплекса без обсуждения с общественностью. Заявленная сумма в 3-4 миллиарда долларов на поверку — после обнародования инвестдоговора — сдулась до 150 миллионов прямых инвестиций. Остальное кредитные ресурсы и паевые доли, все как у людей!

Поначалу строительство шло не слишком бурно, но теперь активизировалось. Первая линия застройки от воды уже видна стороны вокзала:

Освобождение земли под комплекс проводилось разными способами. Если железнодорожники просто подчинились и убрали свои экономически неэффективные рельсы, то улицу Герцеговачка, мешавшую будущим небоскребами, пришлось расселять при помощи самых настоящих «титушек». Снос строений на ней проводился под охраной пацанов в спортивных костюмах!

Боковой фасад вокзала:

Зайти на территорию бывшей станции можно свободно. На месте путей и платформ пока ровный песочек, а табло отправлений поездов до сих пор торчит на своем месте.

«Белград на воде» получил протекцию не только от властей, но и заимел богатый PR. На местном телевидении есть регулярные программы, полностью посвященные реализации проекта, хотя у многих жителей он вызывает исключительно ярость.

Дело в том, что Белград не получил вместо снесенного вокзала равноценной замены.

Вообще город по разным причинам хотел освободить место под станцией, предполагая сформировать на ее месте новую общественную рекреационную зону без жилой и деловой застройки. Выбор места под новый вокзал начался еще в 60-х годах XX века, в 1974-м представлен проект, в 1976-м — работы на площадке. Уже в 1980-м площадка замерла из-за нехватки средств, в 1990-м ожила вновь. Ну и так далее вплоть до текущих дней. Итого, вокзал строится уже 45 лет, а очередная дата завершения — 2023-й.

Расположен он не в слишком удобном месте, на дне балки в микрорайоне Прокоп. Я-то пришел пешком из центра, но это далеко для своих двоих — придется пользоваться личным или общественным транспортом.

Главная проблема нового вокзала в том, что за отсутствием старого, отданного на растерзание солидному инвестору, пришлось как-то совмещать строительство и отправку поездов. Выглядит это так грустно, что нужно быть подготовленным перед открытием фото…

Итак, центральная станция Белграда:

В реальности это 11 путей и 8 платформ под бетонной крышей, утыканной арматурой. Крыша станет фундаментом для массивного строения с залом ожидания, кассами, вспомогательными помещениями.

Теперь же с улицы под землю ведет два лифта и больше ничего. Внизу есть билетная касса, туалет и автомат с кофе.

Вот, кстати, фоточка начала строительства еще при Тито:

Мегаполис Белград в угоду «солидному инвестору» остался без важнейшего транспортного узла и вынужден использовать фактически стройку для отъезда в другие города и страны по железной дороге. Кроме того, новый вокзал пока не может принимать международные поезда (например, я приехал из Подгорицы в Сербию и высадился на окраинной платформе «Топчидер» типа нашей «Степянки»). Классика жанра!

Моя электричка в Ниш:

Завтра продолжу рассказывать о путешествии.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎