Сербские города. Детали: тротуары, парковки, микрорайоны, благоустройство

Сербские города. Детали: тротуары, парковки, микрорайоны, благоустройство
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Югославия наряду с Венгрией была, пожалуй, наиболее развитой страной Варшавского блока, его европейским лицом. Все влияние Советского Союза — например, в архитектуре, дорожной инфраструктуре, промышленном и бытовом дизайне — размывалось о местные традиции и видение, во многом основанные на традициях Старого Света. Экс-югославские деревни и города выглядят куда более европейскими, чем советскими, и эта их особенность не исчезла за все послевоенные социалистические десятилетия. В чем схожи и чем различаются сербские города с нашими на примере центра Южно-Банатского округа — Панчево.

Поездка: 🇷🇸Сербия 🇦🇱Албания 🇲🇪Черногория | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Сербия. Особенности отрасли такси. Зачем нужен Яндекс в Белграде ← Читать!
◉ 02 | Сербия. Безжалостный район Новый Белград. Башня GenEx ← Читать!
◉ 03 | Сербия. Городская электричка «Беовоз» ← Читать!
◉ 04 | Сербия. Снос старого вокзала. Новый деловой район Белграда ← Читать!
◉ 05 | Сербия. Цыганские трущобы столицы ← Читать!
◉ 06 | Сербия. Разрушения от натовских бомбардировок в Белграде ← Читать!
◉ 07 | Сербия. Жилой комплекс «Рудо». Восточные ворота ← Читать!
◉ 08 | Сербия. Особенности сербских городов: тротуары, парковки, микрорайоны, благоустройство ← сейчас открыто
◉ 09 | Сербия. Глубинка. Поселок городского типа Лапово ← Читать!
◉ 10 | Сербия. Прогулка по вечернему Крагуевацу, побратиму Могилева ← Читать!
◉ 11 | Сербия. Центр Ниша, побратима Витебска ← Читать!
◉ 12 | Сербия. Ниш, контрасты частного сектора — от богатого до беднейшего ← Читать!
◉ 13 | Сербия. Центр столицы Воеводины, города Нови-Сад ← Читать!
◉ 14 | Сербия. Город Нови-Сад. Микрорайон Лиман на берегу Дуная с пляжем и роскошным вантовым мостом ← Читать!
◉ 15 | Сербия. Город Суботица, самый красивый город страны ← Читать!
◉ 16 | Албания. Прогулка по центру столицы ← Читать!
◉ 17 | Албания. Трущобы Тираны ← Читать!
◉ 18 | Албания. Главный курорт страны Дуррес ← Читать!
◉ 19 | Албания. Глубинка — город Эльбасан ← Читать!
◉ 20 | Черногория. Подгорица в условиях локдауна ← Читать!

Административно-территориальное деление первого уровня в Сербии сильно отличается от белорусского. У нас 6 областей, а у них 29 куда более мелких округов. Большая их часть относится к центральной части страны, еще 7 к автономному краю Воеводина, где живет больше венгров. Осташиеся 5 за Косово и Метохией, фактически неконтролируемых правительством — там, понятно, в основном албанцы.

Ближайший к Белграду окружной центр Панчево всего в 18 километрах на север. Город с 80 тысячами жителей является крупным трудовым донором столицы, связан с ней регулярным транспортным сообщением по автомобильной и железной дорогам.

По пути в Минск у меня образовалось несколько часов свободного времени, поэтому я сел на пригородный поезд и поехал в Панчево прогуляться по своему трехсотому в коллекции городу. Из этой прогулки получился пост про некоторые особенности и похожести.

Сербские железные дороги справедливо решили закупить несколько двухвагонных дизель-поездов для участков с невысокой загрузкой. В Беларуси таких явно не хватает (они есть, но их мало), поэтому в регионах зачастую пригородные поезда перевозят воздух.

Качество верхнего строения пути в Сербии это настолько отдельная история, что об особенностях прохождения составов в отдельных местах снимают красивые залипательные видео. Осторожно, может стать страшно даже в кресле у компьютера!

Дорога в город. Вдоль большинства улиц проложены велодорожки — где возможно, то обособленно от прочих потоков, где нет, чисто отмечено краской. Тут на фото понятно, что дорожка сделана бог весть когда, а значит велодвижение развито тоже давно. Скорее всего, дело в более короткой и теплой зиме.

Машины у частных домов паркуют на индивидуальные места из мощеного камня.

Добрел до многоэтажного квартальчика. Пешеходный переход с заниженными бордюрами без каких-либо половинчатых решений. Других просто нет.

А тут стоит обратить внимание, что бордюрный камень имеет скошенный угол, дающий возможность легко взбираться с проезжей части на тротуар с великом или коляской. Насколько я понял, это особенность именно дворовых проездов, где движение смешанное — и автомобильное, и пешеходное.

Машины в квартале расставлены в основном на обозначенных местах. Кинуть тачку где удобно — западло.

Многоэтажные жилые дома самых разных лет постройки очень часто имеют под крышей отдельный жилой этаж, выполненный либо в виде мансарды, либо какой-то надстройки, разбавляющей внешний вид здания и дающей возможность организовать нетиповую квартиру или второй уровень квартиры этажом ниже.

Тут, конечно, трэшачок — арка, которую преодолеет только здоровый человек. Ну а часть лестницы, приводящей в глухую стену говорит о встраивании помещения там, где был проход.

Стеклят лоджии как и у нас — кто как умеет и хочет:

Хотя если домовладелец дает по рукам, то не стеклят:

Поставить лавку, на которой никто никогда не будет сидеть, тоже могут:

Дошел до центральной части Панчево. Вокруг среднестатистический сербский срач:

Стройку огораживают без крыши над людским проходом. Если сверху что-то прилетит, то можно стать совсем мертвым:

На улицах более узких место под машины легко отбирается у пешеходов, но, опять же, каждое место обозначено краской. Выезды из дворов выделяются желтой «вафельницей», однако никто не заморачивается по поводу видимости проезжей части. Выезжать на свой страх и риск.

Определенно, в городах есть ограничения по рекламному и информационному шуму (по вывескам, лайтбоксам и прочим ситилайтам), а вот по кондиционерам нет. Влепить кондиционер на фасад двухсотлетнего дома тут ок.

Костелов в Сербии по понятным причинам не очень много, но я вижу, что наше виленское барокко тут тоже есть :)

Бедность и отсутствие «Дожинок» консервируют сербские города и их детали. Старые вывески, деревянные двери и оконные рамы, оригинальные элементы декора — почти все на месте. Отваливающаяся штукатурка дает возможность оценить кирпичную кладку (кстати, такая себе кладка):

Стеклопакеты в отремонтированном доме — наши люди!

Влепить советского модернизму в историческое ядро города? Классика архитектурной школы Варшавского блока:

У округов свой окрас общественного транспорта. Если Белград выбрал красный, то Панчево зеленый:

Взбодрю вас видом первой попавшейся подворотни и продолжу:

А здесь бы я хотел обратить внимание на очень важную вещь, на столбики у края тротуаров, которые защищают людей от шальной машины. Сколько можно предотвратить трагедий!

На торце дома сохранилась очень старая рисованная реклама. Ей не меньше 100 лет.

И крыша оригинальная черепичная. В Беларуси существует поверье, что черепица это слишком сложно: усиленный каркас кровли, дорогие материалы, редкие специалисты… Ну, конечно, лучше забить на чувство прекрасного и влепить металлопрофиль :(

Этот дом настолько красивый, что даже не сразу обращаешь внимание на кондиционеры:

Ну и последнее, небольшая пешеходка Панчево. Я скажу настолько страшную вещь, что боюсь народного гнева даже через сеть Интернет! Да, граффити, тэги и просто бессмысленные письмена на фасадах в городах — это чистое зло. Однако в них больше жизни, чем во всей нашей Комсомольской, утыканной кончеными столбиками и цепями.

Discuss.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎