Когда-то для меня стало открытием, что существует целое хобби — коллекционировать балканский брутализм в архитектуре (один из самых ярких примеров вот этот аккаунт в инстаграм). Именно в бывшей Югославии пышным цветом расцвели школы, изучающие эстетические свойства бетона и доведшие в конце концов стиль до совершенства. Сараево, Скопье и особенно Белград являются настоящими заповедниками бетонных чудовищ, ну а район Новый Белград в сербской столице его наиболее ценным экспонатом. Я вышел из такси напротив башни GenEx и затрепетал.
Поездка: 🇷🇸Сербия 🇦🇱Албания 🇲🇪Черногория | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Сербия. Особенности отрасли такси. Зачем нужен Яндекс в Белграде ← Читать!
◉ 02 | Сербия. Безжалостный район Новый Белград. Башня GenEx ← сейчас открыто
◉ 03 | Сербия. Городская электричка «Беовоз» ← Читать!
◉ 04 | Сербия. Снос старого вокзала. Новый деловой район Белграда ← Читать!
◉ 05 | Сербия. Цыганские трущобы столицы ← Читать!
◉ 06 | Сербия. Разрушения от натовских бомбардировок в Белграде ← Читать!
◉ 07 | Сербия. Жилой комплекс «Рудо». Восточные ворота ← Читать!
◉ 08 | Сербия. Особенности сербских городов: тротуары, парковки, микрорайоны, благоустройство ← Читать!
◉ 09 | Сербия. Глубинка. Поселок городского типа Лапово ← Читать!
◉ 10 | Сербия. Прогулка по вечернему Крагуевацу, побратиму Могилева ← Читать!
◉ 11 | Сербия. Центр Ниша, побратима Витебска ← Читать!
◉ 12 | Сербия. Ниш, контрасты частного сектора — от богатого до беднейшего ← Читать!
◉ 13 | Сербия. Центр столицы Воеводины, города Нови-Сад ← Читать!
◉ 14 | Сербия. Город Нови-Сад. Микрорайон Лиман на берегу Дуная с пляжем и роскошным вантовым мостом ← Читать!
◉ 15 | Сербия. Город Суботица, самый красивый город страны ← Читать!
◉ 16 | Албания. Прогулка по центру столицы ← Читать!
◉ 17 | Албания. Трущобы Тираны ← Читать!
◉ 18 | Албания. Главный курорт страны Дуррес ← Читать!
◉ 19 | Албания. Глубинка — город Эльбасан ← Читать!
◉ 20 | Черногория. Подгорица в условиях локдауна ← Читать!
Белград стоит на месте слияния рек Савы и Дуная — на стрелке и возник более двух тысяч лет назад тогда еще римский город. Дунай он так и не преодолел и связан с левым берегом лишь двумя мостами, а вот Саву смог. В первой половине XX века на противоположной стороне стартанул гражданский аэропорт, а сразу после Второй Мировой началось строительство мегарайона Новый Белград, воплотившего в себе все передовые достижения урбанизма прошлого столетия.
Правда, сейчас те достижения покажутся градостроительной ошибкой, однако исправить ее нет никакой возможности: в Новом Белграде проживает 200 тысяч человек, его уличная сетка сформирована по генпланам первых послевоенных десятилетий, концепция остается неизменной поныне — жестко разделенные жилые и административные «блоки», такие замкнутые транзитными магистралями-проспектами микрогетто.
Всего в Новом Белграде 72 блока, большую часть занимает жилье. Так как район строился по лекалам прошлого века, качество жизни в нем определялось тем, насколько комфортно в таком месте передвигаться на автомобиле. Что ж, действительно комфортно: на центральных проспектах нет пешеходных переходов в одном уровне, а основные перекрестки превращены в циклопические развязки, позволяющие совершить даже левый поворот в бессветофорном режиме.
Несмотря на то, что Новый Белград фактически продолжает строиться и сейчас, его лицо было сформировано в начале 80-х с завершением башни GenEx, известной также под именем Западных ворот. Бруталистская эстетика небоскреба отлично отражает общую атмосферу массива в частности и сербской столицы в целом. Она стала символом экономического успеха Югославии до ее распада и по сей день попадает на открыточные виды мегаполиса.
Более того, встречает по пути из аэропорта.
GenEx — это General Export, югославская государственная компания, занимавшаяся операциями экспорта-импорта по всему миру. Ее офис занимал более низкую часть башни, а более высокая всегда оставалась жильем. Сейчас, когда Югославии не стало, офисная половина с большего пустует, выступая лишь как несущая конструкция для рекламных баннеров.
Белорусы, привыкшие к чистоте и порядку, возведенные в абсолют — ну, хотя бы в центральных местах городов — не сразу привыкнут к реалиям Белграда (и большинства стран мира в принципе, чего тут скрывать), но даже небоскреб GenEx при ближайшем рассмотрении оказывается весьма запущенным и будто бы даже предооставленным самому себе.
Граффити и фанатские речевки покрывают все доступные площади ровным слоем. Центральное место за основным лозунгом патриотов «Србиja je Космет» (Космет — это слоговая аббревиатура, расшифровывающаяся как Косово и Метохия, то есть полное официальное название отделившегося региона).
Порталы входных групп спрятаны под монолитными балками с подкосом — они держат наружные стены здания и дают возможность организовать навес.
В обеих частях небоскреба сделаны технологические отверстия непонятного назначения (подозреваю, нужны для разветвления потоков воздуха, вынужденных проходить не только между самими долями GenEx, но и по дополнительным путям). Похоже, они никак не используется, разве что записать андеграундный рэп-альбом…
Организация пространства с лицевой стороны комплекса:
Фасады: слева жилая часть, справа бывшая офисная, наверху вращающийся ресторан (закрыт с 1999-го года).
Есть у GenEx и подземная часть, занятая в основном парковкой, так что и без того высокое здание установлено еще и на стилобат. Он добавляет небоскребу два этажа:
«Я не хочу жить в блоке 65» — так поет известная сербская группа «Рыбный суп», описывая Новый Белград как мрачное место, запаянное в бетон и асфальт. Не все однозначно :) Блоки массива слишком разные, чтобы их подгонять под одну гребенку.
Например, 33-й, где высится GenEx, вполне приятный, если забыть о преградах в виде автомобильных магистралей с высоким ограничением скорости. Он собран в основном из модернистского вида пятиэтажек, обращующих замкнутый двор.
Буквально первый же из изученных мной блоков показывает общие, характерные почти для всех оставшихся жилых блоков, особенности организации пространства в Новом Белграде. Чаще всего дома стоят «на ножках» — то есть первый этаж либо отсутствует в принципе, либо не занят жильем, а парковками или техническими помещениями. Это позволяет организовать естественную вентиляцию, что особенно важно в сербском жарком лете (и не слишком комфортно в кислую сербскую зиму).
Внутренний двор блока является его основной площадью для общественной жизни. Где-то дворов хватает для создания целого футбольного поля, где-то только на детскую площадку и прогулочные дорожки.
Вообще эта часть Нового Белграда довольно «вегетарианская», без мрачных дворов-колодцев и бетонных многоэтажек по тысяче квартир. Даже в пределах массива есть особенно яркие блоки, вдохновившие уличные ансамбли на создание музыки, а молодых режиссеров на съемку фильмов про тяжелую жизнь в многоэтажных гетто.
Я пошел в 23-й блок, находящийся в нескольких километрах от Западных ворот.
Улица Омладинской бригады:
Церковь Святого Дмитрия Сербской православной церкви:
Модные новостройки в 32-м блоке:
Застройка 29-го блока позволяет посмотреть на еще один архитектурно-инженерный прием, позволяющий организовать естественную вентиляцию в жаркую погоду. Снаружи дома как дома:
Они тоже стоят на ножках, однако внутри их сделаны колодцы, куда выходят окна жилищ и где постоянно гуляет ветер. Думаю, комнаты в таких колодцах наиболее прохладные и не требуют установки кондиционера.
Общественное пространство 29-го блока отдано под футбольное поле:
Еще одна часть блока перестроена в последние годы и занята теперь свежими домами. Самое удивительное, что концептуально эти дома схожи со старыми — они тоже стоят на ножках и тоже имеют внутренние колодцы.
Многофункциональная «Штарк-Арена» на 18 тысяч сидячих мест и 25 тысяч зрителей в формате концертной площадки (домашний стадион баскетболистов «Црвена звезда») в 25-м блоке:
Бизнес-центр на углу 24-го:
Наконец я дошел до искомого 23-го, подойдя к нему со стороны улицы Антифашистской борьбы:
Шмыг через колодец во двор:
Здесь общественное пространство более традиционное, со спортивными площадками, школой и детсадом по индивидуальным проектам. Домищи есть как вертикально- так и горизонтальноориентированные. Миллионы жилищ!
Три высотки-доминанты:
Старенький трамвайчик из Цюриха ползет по путям между 23-м и 19-м блоками (Швейцария подарила Белграду списанные вагоны как когда-то Минску дарил Дюссельдорф):
А это уже современные составы на фоне стен блока:
Чехословацкие «Татры»:
Ходить по Новому Белграду было непросто, хотя я не увидел даже четвертой части массива. Абсолютно бесчеловечное пространство, создавшее миллион проблем городу (представьте, сколько людей каждое утро едет отсюда на работу в центр через немногочисленные мосты), мало приспособлено для пешей жизни вообще. Если вы и ваша цель (например, торговый центр) расположены по разные стороны магистральных проспектов, мозг определенно подскажет пользоваться автомобилем — на своих двоих некомфортно и сложно, когда необходимо подниматься на надземные мостовые переходы.
Вид на деловые блоки Нового Белграда из старого города, из крепости:
Слияние Савы и Дуная. На втором фото видна узкая полоска земли, так называемый Малый Ратный остров. Он стал донором насыпных земель, на которых и построен Новый Белград — до того местность была заболоченной и непригодной под высотки.