Польский Граево не чужой нам город! В XIX веке здесь была проложена так называемая Брест-Граевская железная дорога, давшая возможность большим потокам грузов идти напрямую в Данциг (теперь Гданьск) и Кенигсберг (теперь Калининград). Станция Граево строилась с размахом, как пограничная, с таможенной зоной и множественными тупиками. Граница здесь прослеживается аж на несколько столетий назад: в 1545-м году, то есть до Люблинской унии, была проведена демаркация границ между Пруссией, Польшей и ВкЛ, после только между двумя странами. Сейчас граница уже внутренняя административная, она разделяет воеводства, но разница в архитектуре и даже быту в соседних городах видна невооруженным глазом по сей день. Граево был пограничным городом БССР с 1939-го по 1945-й год, являясь удаленным северо-западным райцентром республики.
Цикл: 🇵🇱 Польша. Центр и восток | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Варшава. Улица Минская ← Читать!
◉ 02 | Варшава. Торговый центр «Золотые террасы» ← Читать!
◉ 03 | Варшава. Старый город ← Читать!
◉ 04 | Не чужой нам город Седльце ← читать!
◉ 05 | Лошице, но не в Минске, а в Польше ← читать!
◉ 06 | Легионово. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ 07 | Новы-Двур-Мазовецки. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ 08 | Закрочим. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ 09 | Квантовый скачок в транспортной инфраструктуре Польши: новые поезда, автобусы, вокзалы ← читать!
◉ 10 | Белосток не только на закупах. Прогулка по центру милого областного центра ← читать!
◉ 11 | Крупнейший спальный район центра Подляшья — Пяста ← читать!
◉ 12 | Сердце челнока из 90-х забьется сильнее: Сокулка ← читать!
◉ 13 | В поисках очертаний советского райцентра: Даброва-Белостоцка ← читать!
◉ 14 | Августов, Августовский канал ← читать!
◉ 15 | Бывший пограничный город Граево, бывшая граница Белостокской области ← сейчас открыто
◉ 16 | Кнышин, типичная польская глухомань ← читать!
◉ 17 | Бельск-Подляски, давший миру Иосифа Лангбарда, давшего миру лицо Минска ← читать!
◉ 18 | Кляшчэлi, теперь Kleszczele ← читать!
◉ 19 | Самый белорусский из польских городков — Хайнувка ← читать!
◉ 20 | Максимально приятный Семятыче ← читать!
◉ 21 | Вечер в микроскопическом Браньске, где я опять попал впросак ← читать!
◉ 22 | Цехановец на берегу озер ← читать!
◉ 23 | Это могла быть граница Беларуси — Чижев ← читать!
◉ 24 | Замбрув на дороге из Белостока в Варшаву ← читать!
◉ 25 | Город повышенной пышности Ломжа ← читать!
◉ 26 | Единственный из оставшихся райцентров-деревень Снядово ← читать!
◉ 27 | Наиболее удаленный райцентр Белостокской области Кольно ← читать!
◉ 28 | Едвабне как депрессивная глубинка по-польски ← читать!
◉ 29 | Теперь пригород Белостока — Лапы ← читать!
◉ 30 | Теперь пригород Белостока — Заблудув ← читать!
◉ 31 | Сувалки, центр так называемого «Сувалкского коридора», о котором так много говорят ← читать!
◉ 32 | Главный туристический центр Подляшья, городок Тыкоцин ← читать!
◉ 33 | Перескочить из славянского окружения в прусское, в Элк, бывшую Восточную Пруссию ← читать!
Сейчас вокзал выглядит крайне уныло. По обе стороны станции никакого движения, а зал ожидания и не факт, что работает вообще. Граево теперь обслуживает не больше 300 пассажиров в сутки, став заштатной линейной станцией самого рядового значения. Былой славы не вернуть уже никогда.
Вокзал и водонапорка внесены в реестр культурных ценностей. Наслаждайтесь:
А это моя электричка ушуршала в Белосток, оставив один на один с мыслями о будущем:
Параллельно путям станции со стороны центра города проложена улица имени Ежи Попелушко, этнического белоруса, знаменитого диссидента времен «Солидарности», зверски убитого полицией в 80-х. Попелушко беатифицирован и причислен к мученикам.
Но мне вперед по Адама Мицкевича:
Главная улица называется в одной половине города Элкской (в честь города Элк, который еще появится в этом цикле), а в другой Войска польского.
Тут, конечно, ощущение, что я в каких-нибудь Мостах, настолько подляшские городки схожи с нашими в Гродненской области.
Трудно представить, но это школа, как минимум одно из зданий общеобразовательной школы Граево:
Историческая центральная площадь несколько размыта из-за перестройки автомобильных дорог. Тем не менее, очертания классической rynek угадываются легко:
На ней постамент как встречаются постаменты в любых городках страны. Мне вновь не удалось доказать (хотя бы самому себе), что они использовались под фигуру Ленина или кого-то в таком духе. Тем не менее, для одной из точек маршрута впереди такое доказательство было добыто и готовится к предъявлению читателям.
Костел святой Троицы (одно время действовал как православная церковь):
За площадью улица меняет название, но я поворачиваю::
Поворачиваю и ныряю во дворы, чтобы познакомиться с изнанкой Граево.
Тут сразу становится хорошо :)
Но времени мало, расписание железнодорожной линии не позволяло медлить, чтобы попасть в следующую точку, Кнышин.
На следующей неделе вернусь с рассказами о Подляшье.