Сувалки, центр “Сувалкского коридора”, о котором так много говорят

Сувалки, центр “Сувалкского коридора”, о котором так много говорят
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Я посмотрел все бывшие районные центры Белостокской области БССР, а Сувалки, второй по величине город теперешнего Подляского воеводства, оказался в стороне. Действительно, он никогда не входил в состав Советского Союза, чьи республики (и автономные края внутри них) формировались в основном по национальному признаку. Не буду тут грузить скучной историей, потому что пост чисто краеведческий, с привязкой к термину «Сувалкский коридор», который вновь зазвучал в СМИ. Это гипотетическая кратчайшая дорога из Беларуси в Калининградскую область, проходящая примерно по границе Польши и Литвы, стратегически важное горлышко, соединяющее страны Балтии с основной территорией НАТО в Европе. Термин возник в 90-е, когда коридор обрел значимость с распадом СССР, тогда же появились первые дискуссии о строительстве физической автодороги под транзитные нужды России и ее Калининградской области. Дискуссия на высоком уровне возникала также и в 2000-е, однако ни к чему не привела — перешеек остается малонаселенной приграничной землей Польши, где сейчас строится новое скоростное шоссе с юга на север и когда-нибудь будет построена многострадальная Rail Baltica. В Сувалки я попал бонусом на полтора часа между между переездами от города к городу в ходе Подляского путешествия. Результаты прогулки перед вами.

Цикл: 🇵🇱 Польша. Центр и восток | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Варшава. Улица Минская ← Читать!
◉ 02 | Варшава. Торговый центр «Золотые террасы» ← Читать!
◉ 03 | Варшава. Старый город ← Читать!
◉ 04 | Не чужой нам город Седльце ← читать!
◉ 05 | Лошице, но не в Минске, а в Польше ← читать!
◉ 06 | Легионово. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ 07 | Новы-Двур-Мазовецки. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ 08 | Закрочим. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ 09 | Квантовый скачок в транспортной инфраструктуре Польши: новые поезда, автобусы, вокзалы ← читать!
◉ 10 | Белосток не только на закупах. Прогулка по центру милого областного центра ← читать!
◉ 11 | Крупнейший спальный район центра Подляшья — Пяста ← читать!
◉ 12 | Сердце челнока из 90-х забьется сильнее: Сокулка ← читать!
◉ 13 | В поисках очертаний советского райцентра: Даброва-Белостоцка ← читать!
◉ 14 | Августов, Августовский канал ← читать!
◉ 15 | Бывший пограничный город Граево, бывшая граница Белостокской области ← читать!
◉ 16 | Кнышин, типичная польская глухомань ← читать!
◉ 17 | Бельск-Подляски, давший миру Иосифа Лангбарда, давшего миру лицо Минска ← читать!
◉ 18 | Кляшчэлi, теперь Kleszczele ← читать!
◉ 19 | Самый белорусский из польских городков — Хайнувка ← читать!
◉ 20 | Максимально приятный Семятыче ← читать!
◉ 21 | Вечер в микроскопическом Браньске, где я опять попал впросак ← читать!
◉ 22 | Цехановец на берегу озер ← читать!
◉ 23 | Это могла быть граница Беларуси — Чижев ← читать!
◉ 24 | Замбрув на дороге из Белостока в Варшаву ← читать!
◉ 25 | Город повышенной пышности Ломжа ← читать!
◉ 26 | Единственный из оставшихся райцентров-деревень Снядово ← читать!
◉ 27 | Наиболее удаленный райцентр Белостокской области Кольно ← читать!
◉ 28 | Едвабне как депрессивная глубинка по-польски ← читать!
◉ 29 | Теперь пригород Белостока — Лапы ← читать!
◉ 30 | Теперь пригород Белостока — Заблудув ← читать!
◉ 31 | Сувалки, центр так называемого «Сувалкского коридора», о котором так много говорят ← сейчас открыто
◉ 32 | Главный туристический центр Подляшья, городок Тыкоцин ← читать!
◉ 33 | Перескочить из славянского окружения в прусское, в Элк, бывшую Восточную Пруссию ← читать!

Упомянутая железнодорожная магистраль Rail Baltica должна будет проходить через Сувалки в коридоре существующей линии. «Проходить» следует взять в кавычки: в реальности рельсы лежат в станционном тупике, построенном в теле города, поэтому поезда и сейчас, и в будущем вынуждены менять направление.

Также Сувалки формально являются железнодорожным узлом: отсюда начинается линия на запад до городов Олецко и Элк, однако поезда по ней сейчас не ходят — предполагается, что вернутся до 2027-го года, хотя судьба участка полностью зависит от упомянутой Rail Baltica.

Вокзал в Сувалках старенький из красного кирпича и с элементами неоготики. Люблю такие:

Мой дизель из Белостока:

До центра идти недолго, ведет туда улица Железнодорожная, имеющая отдельное полотно для пешеходов и велосипедистов:

Зелено:

Перекресток Железнодорожной и улицы со странным названием Утрата. Здесь крупнейший торговый центр Сувалок, а еще «Макдональдс» и неподалеку автовокзал. Короче, самый движ:

ТРЦ накрывает старенький домик из желтого кирпича, фасад которого сохранен самым необычным образом:

Улица меняет название на имени Генерала Йозефа Дверницкого, а вот застройка остается рыхлой, так как место съемки лежит за пределом исторического и административного центра:

На фасаде пятиэтажки и под ногами на люках логотипы блюзового фестиваля, проводимого в Сувалках с 2008-го года под патронатом польского Минкульта и финансовой поддержке Лихтенштейна, Норвегии и Исландии (!)

Вокруг:

Кадр на створ улицы Теофила Ноневича:

Но мне сюда, на Тадеуша Костюшки, которую, похоже, стоит считать центральной в Сувалках:

Городской архив:

Особенно торжественный жилой дом:

Музей в роскошной усадьбе с модернистскими чертами и ассиметричным фасадом по моде конца XIX — начала XX веков:

Центральная площадь, куда выводит улица Костюшки, носит имя Пилсудского, а сквер на ней — Конституции 3 мая. На южную и северную стороны квадрата смотрит сразу два костела.

Плотная окружающая застройка невысокая, как правило не выше 2-3 этажей, хотя при этом ее прямо много — свидетельство не только числа населения и его доходов, но и губернского статуса Сувалок в 50-летний отрезок имперской истории.

Есть в городе и своя пешеходка, собравшая магазины и общепит, и уставленная лавками, киосками с мороженым и напитками. Очень недурно для поветового центра:

Пешеходка соединяет уже пройденную мной площадь Пилсудского с площадью имени польской писательницы Марии Конопницкой, уроженкой Сувалок:

Было время еще и пройтись по небольшому квартальчику панелек в непосредственной близости к автовокзалу, откуда ожидался автобус далее. Удивился наличию в нем аж двенадцатиэтажных секций индустриального производства. Серия польская, распространенная:

Дальше без промедления:

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎