Стоянка поезда две минуты: Чижев. Могла быть граница Беларуси!

Стоянка поезда две минуты: Чижев. Могла быть граница Беларуси!
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Последняя станция на белорусской территории при движении по железной дороге Гродно — Белосток — Варшава называется в честь небольшой деревни Брузги. До Брузгов ежедневно ходит дизель-коротыш из областного центра, а дальше уже польская Кузница. Эта граница образовалась в 1945-м году с возвращением Белостокской области в состав Польши, она сдвинулась аж на 128 километров северо-восточнее. Крайней точкой в противном случае оставался бы районный центр Чижев, теперь только центр гмины (сельсовета), где скорые поезда в польскую столицу делают минутную остановку. Я и вышел на станции.

Цикл: 🇵🇱 Польша. Центр и восток | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Варшава. Улица Минская ← Читать!
◉ 02 | Варшава. Торговый центр «Золотые террасы» ← Читать!
◉ 03 | Варшава. Старый город ← Читать!
◉ 04 | Не чужой нам город Седльце ← читать!
◉ 05 | Лошице, но не в Минске, а в Польше ← читать!
◉ 06 | Легионово. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ 07 | Новы-Двур-Мазовецки. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ 08 | Закрочим. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ 09 | Квантовый скачок в транспортной инфраструктуре Польши: новые поезда, автобусы, вокзалы ← читать!
◉ 10 | Белосток не только на закупах. Прогулка по центру милого областного центра ← читать!
◉ 11 | Крупнейший спальный район центра Подляшья — Пяста ← читать!
◉ 12 | Сердце челнока из 90-х забьется сильнее: Сокулка ← читать!
◉ 13 | В поисках очертаний советского райцентра: Даброва-Белостоцка ← читать!
◉ 14 | Августов, Августовский канал ← читать!
◉ 15 | Бывший пограничный город Граево, бывшая граница Белостокской области ← читать!
◉ 16 | Кнышин, типичная польская глухомань ← читать!
◉ 17 | Бельск-Подляски, давший миру Иосифа Лангбарда, давшего миру лицо Минска ← читать!
◉ 18 | Кляшчэлi, теперь Kleszczele ← читать!
◉ 19 | Самый белорусский из польских городков — Хайнувка ← читать!
◉ 20 | Максимально приятный Семятыче ← читать!
◉ 21 | Вечер в микроскопическом Браньске, где я опять попал впросак ← читать!
◉ 22 | Цехановец на берегу озер ← читать!
◉ 23 | Это могла быть граница Беларуси — Чижев ← сейчас открыто
◉ 24 | Замбрув на дороге из Белостока в Варшаву ← читать!
◉ 25 | Город повышенной пышности Ломжа ← читать!
◉ 26 | Единственный из оставшихся райцентров-деревень Снядово ← читать!
◉ 27 | Наиболее удаленный райцентр Белостокской области Кольно ← читать!
◉ 28 | Едвабне как депрессивная глубинка по-польски ← читать!
◉ 29 | Теперь пригород Белостока — Лапы ← читать!
◉ 30 | Теперь пригород Белостока — Заблудув ← читать!
◉ 31 | Сувалки, центр так называемого «Сувалкского коридора», о котором так много говорят ← читать!
◉ 32 | Главный туристический центр Подляшья, городок Тыкоцин ← читать!
◉ 33 | Перескочить из славянского окружения в прусское, в Элк, бывшую Восточную Пруссию ← читать!

Чижев потерял статус города в XIX веке и восстановил его только в 2011-м. Да, райцентром он пребывал как деревня, что, в общем, являлось распространенной практикой в СССР (и, например, кое-где в России практикуется до сих пор). Чижев маленький, только 2600 человек населения, но для Польши далеко не рекорд — в стране пара сотен аналогичных городов, есть и заметно меньше.

Тем не менее, большинство поездов из Белостока в Варшаву тут делает минутную остановку. Здание вокзала физически есть, но переделано в музей. Путевого развития на станции пока нет, она временно разжалована в платформы.

Линия Белосток — Варшава проходит капитальный ремонт с полной заменой полотна и даже земляной подушки. В рамках реконструкции будет повышена скорость проходящих поездов.

У станции выстроены платформы для междугородних и пригородных автобусов. В таких мелких польских населенных пунктах, даже если они формально город, очень часто нет автовокзала, он заменяется остановкой на Рыночной площади и/или у железки. Нет даже навесов: солнце, дождь, снег — вся небесная благодать падает на головы трудящихся.

Транспортный узел находится на некотором удалении от основной части города в длинном аппендиксе. Это бывший поселок Чижев-Станция, который вместе с поселком Чижев-Золотое Яблоко и деревней Чижев были объединены в город.

Улица Железнодорожная:

Могучие львы из магазина стройматериалов — верный признак родственной белорусу польской души:

А это длиннющая Школьная, связывающая центр с вокзалом:

Школа на самом деле стоит не на ней, а немного в глубине. На Школьной зато городская администрация:

Теперь главная улица города Мазовецкая. Поначалу никаких отличий от других, даже от других городов — типичная низкоэтажная застройка, в которой глаз не найдет за что зацепиться.

Однако по мере приближения к историческому ядру она уплотняется, «каменеет», хотя и остается весьма низкорослой. В Чижеве аж два Рынка — Малый и Большой. Это Малый:

По центру монумент «ленинского» формата, но без Ленина. По обыкновению монумент посвящен событиям, связанным с добычей независимости. Кроме того, на одной из сторон мемориальная доска Владислава Андерса, командующего польской армией во время Второй Мировой.

Ну а сразу после Малого — Большой Рынок. Реально заметно более большой по площади и наполнению. Тут костел, ясное дело, а еще торговля:

Кроме того, так называемый «Весельный дом», малораспространенный у нас формат общественного сооружения, получивший сильное развитие в провинциальной Польше. В таком «доме» есть банкетный зал для свадеб, юбилеев и поминок и как правило он дополнен гостиницей, где могут переночевать как участники торжеств, так и обычные туристы (я один раз в подобном останавливался). «Весельный дом» может быть дополнен чем угодно: банным комплексом, игровыми комнатами, спортивными площадками.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎