Иногда я пишу про транспортную связность Беларуси (со слезами на глазах), потому что тема мне близка, а отрасль явно не в лучшем состоянии. Почему автодороги, поезда и автобусы должны быть комфортными и быстрыми: в зоне влияния крупных городов это усиливает маятниковую миграцию, конкуренцию на рынке труда и поднимает уровень жизни в агломерации; в глубинке же является фактором закрепления людей на местах их жительства — с хорошей связностью нет особого желания во что бы то ни стало уехать на «большую землю». Это то, что на поверхности, хотя в целом транспорт является важнейшим фактором здоровой экономики регионов по многим причинам. Наши ближайшие западные соседи инвестируют в инфраструктуру огромные деньги. Не только потому, что они у них есть из евросоюзовских фондов — это ведь всегда вопрос выбора, куда вложиться. Польша за последние годы значительно улучшила дорожную сеть, практически отказалась от старого подвижного состава на железке и даже последовательно реанимирует заброшенные в 90-х линии. Я неделю гонял по всем уголкам Подляского воеводства и заодно фотографировал все, что связано с междугородним транспортом с целью соорудить этот пост.
Цикл: 🇵🇱 Польша. Центр и восток | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Варшава. Улица Минская ← Читать!
◉ 02 | Варшава. Торговый центр «Золотые террасы» ← Читать!
◉ 03 | Варшава. Старый город ← Читать!
◉ 04 | Не чужой нам город Седльце ← читать!
◉ 05 | Лошице, но не в Минске, а в Польше ← читать!
◉ 06 | Легионово. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ 07 | Новы-Двур-Мазовецки. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ 08 | Закрочим. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ 09 | Квантовый скачок в транспортной инфраструктуре Польши: новые поезда, автобусы, вокзалы ← сейчас открыто
◉ 10 | Белосток не только на закупах. Прогулка по центру милого областного центра ← читать!
◉ 11 | Крупнейший спальный район центра Подляшья — Пяста ← читать!
◉ 12 | Сердце челнока из 90-х забьется сильнее: Сокулка ← читать!
◉ 13 | В поисках очертаний советского райцентра: Даброва-Белостоцка ← читать!
◉ 14 | Августов, Августовский канал ← читать!
◉ 15 | Бывший пограничный город Граево, бывшая граница Белостокской области ← читать!
◉ 16 | Кнышин, типичная польская глухомань ← читать!
◉ 17 | Бельск-Подляски, давший миру Иосифа Лангбарда, давшего миру лицо Минска ← читать!
◉ 18 | Кляшчэлi, теперь Kleszczele ← читать!
◉ 19 | Самый белорусский из польских городков — Хайнувка ← читать!
◉ 20 | Максимально приятный Семятыче ← читать!
◉ 21 | Вечер в микроскопическом Браньске, где я опять попал впросак ← читать!
◉ 22 | Цехановец на берегу озер ← читать!
◉ 23 | Это могла быть граница Беларуси — Чижев ← читать!
◉ 24 | Замбрув на дороге из Белостока в Варшаву ← читать!
◉ 25 | Город повышенной пышности Ломжа ← читать!
◉ 26 | Единственный из оставшихся райцентров-деревень Снядово ← читать!
◉ 27 | Наиболее удаленный райцентр Белостокской области Кольно ← читать!
◉ 28 | Едвабне как депрессивная глубинка по-польски ← читать!
◉ 29 | Теперь пригород Белостока — Лапы ← читать!
◉ 30 | Теперь пригород Белостока — Заблудув ← читать!
◉ 31 | Сувалки, центр так называемого «Сувалкского коридора», о котором так много говорят ← читать!
◉ 32 | Главный туристический центр Подляшья, городок Тыкоцин ← читать!
◉ 33 | Перескочить из славянского окружения в прусское, в Элк, бывшую Восточную Пруссию ← читать!
Польше от эпохи социализма досталось устаревшее транспортное хозяйство, местами очень устаревшее. На центральной пассажирской станции Белостока, например, до сих пор действуют семафоры, хотя им явно осталось недолго ввиду тотальной реконструкции пассажирского хаба (в массе люди за семафоры ошибочно принимают обычные железнодорожные светофоры с электрическими лампами, в то время как оригинальное устройство является строго механическим).
Нельзя сказать, что столица Подляшья быстро перестраивает вокзалы, хотя дело сделано больше, чем наполовину. Несколько лет назад город снес уставший, неэффективный и просто уродливый автобусный терминал, заменив его современным легким зданием современной архитектуры. Из построек текущей эпохи это моя любимая в городе.
Вокзал уменьшился в площади — внутри и снаружи. Значительно уменьшен зал ожидания, вдвое сокращено число используемых платформ, каких-то вспомогательных помещений по минимуму. Девелоперу было важно освободить место под торговый центр, который призван окупить инвестиции.
Внутри кайф:
Платформы накрыты легкими металлическими конструкциями. Это дешево, и хорошо выглядит:
Автобус международного сообщения в ливрее Flixbus:
Кстати, я специально проверил, в ходу ли еще автобус Белосток — Лондон, один из самых любопытных маршрутов в старой Европе. В ходу! Причем дважды в неделю, кому интересно. Билет в одну сторону стоит около 100 долларов, а дорога занимает 30 часов.
В целом, надо сказать, междугороднее автобусное сообщение в Польше развивается, но пока не вылечило известные проблемы — неконсолидированное расписание (лучший сервис этот) и коммерческие маршрутки с вольным отношением к исполнению обязательств перед пассажирами. Есть и чисто специфические вещи. В городе может не быть автовокзала! При этом все местные жители знают, где и во сколько останавливаются нужные им автобусы. Австанция, впрочем, может быть, но не использоваться всеми перевозчиками — такое встречается реже, но бывает.
С железной дорогой все сильно лучше. Объяснение простое: ей больше внимания со стороны центральной власти, а ответственных перечислить по пальцам одной руки, включая Polskie Koleje Państwowe, государственную компанию с ее «дочками», занимающимися дальними и пригородными маршрутами.
Центральная станция Белостока сейчас одна сплошная стройка: под путями наконец-то будет построен подземный переход на сторону автовокзала, а платформы обновлены.
Прекрасный классический вокзал свою дозу реновации уже получил:
Но главное, конечно, путь и подвижной состав. Сейчас проходит глобальная реконструкция магистрали до Варшавы, что позволит повысить скорость движения на ней до 200 километров в час, а время движения поездов между городами сократится со 150 до 90 минут.
Первый пошел на ремонт участок Белосток — Чижев (71 километр), подрядчик — консорциум польских и китайских строителей, бюджет — 800 миллионов евро (668 из них дает евросоюзовский фонд).
С 2015-го года линия обслуживается составами Pesa Dart (собственное производство РП) под торговой маркой InterCity:
Это, кстати, станция Лапы, которая еще не познала ковш экскаватора:
Подвижной состав поставляет два важнейших европейских производителя с польскими корнями: Alstom Pojazdy Szynowe и Pojazdy Szynowe Pesa Bydgoszcz (у них закупала составы моделей серии ДП и наша БЖД). Кроме того, свою долю местного рынка имеет Stadler, запустивший в Седльце новый завод в 2007-м году.
Не могу ответить за всю Польшу, но на востоке страны от локомотивов-старичков и лупастых электричек почти не осталось и следа. Заменено вообще все, что можно заменить — и пригородные, и дальние. Во многих случаях проведена глубокая модернизация, как, например, у этой модели EN57, которой на самом деле 39 лет:
Там на дальнем пути стоит дизель SA133, это уже полностью новый аппарат. Всего их в Польше 76 штук, все они десятых годов поставок:
Очень классная машина, все в ней отлично:
Автомат по продаже билетов на проезд:
А это вариант InterCity с вагонами-сидячками и спальными отсеками. Такие ходят под локомотивом и зачастую имеют безумной продолжительности маршруты типа Свиноуйстье (граница Германии) — Сувалки:
Сидячки, в отличие от электричек и дизелей, останавливаются только в городах. Более быстрые составы типа Pesa Dart, что был выше, как правило, тормозят лишь на станциях поважнее. Есть еще более прокачанные InterCity (линии из Варшавы в Гданьск или Познань, или Вроцлав) — там всего пара остановок в пути и скорость до 250 км/ч.
На станции Августов:
По польским меркам это адская глухомань, реконструкция сюда придет только в 2024-2026-м годах:
Сувалки:
А это я поехал на юг от Белостока по бывшей магистральной линии Брест — Белосток. Здесь сделан полный ремонт, иногда станции пересобраны просто с нуля. Бельск-Подляски:
Понравился вокзал-автомат, в котором вообще нет обслуживающего персонала. Небольшой зал ожидания, лавочки снаружи, кассы самообслуживания, кофе.
Заброшенный деревянный вокзал в Клещеле и новый SA133 на его фоне:
В Хайнувку я приехал по линии, которая около 25 лет оставалась заброшенной и не использовалась вообще — даже не обозначена на Яндексе. Теперь там свежий путь, насыпь, платформы. Узел в провинциальнейшей Хайнувке перестроен с нуля:
Дважды в сутки из городка выходит одновагонный рельсовый автобус до крайней на белорусской границе станции Семянувка в одноименной деревне (линия Волковыск — Хайнувка). Абсолютно убыточное направление финансируется силами местных властей, потому что транспортная связность решает.
Рельсовые автобусы, существующие в Беларуси в количестве шести вроде бы штук, в Польше используются активно — там, где пассажиропотоки очень маленькие. Из Мазовецкого воеводства приехал старичок для выполнения рейса Черемха — Варшава. Мне на нем нужно было до Седльце:
В общем, хозяйство интересное. Железная дорога получила второе рождение в Польше и продолжает развиваться. Даже в Подляшском воеводстве еще ожидаются сюрпризы, в частности восстановление линии Лапы — Ломжа, закрытой для пассажиров с 1993-го (!) года. Это очень недешевое удовольствие, но главнее, что жители Ломжи тоже должны иметь возможность быстро и комфортно перемещаться по стране — как просто.