Самое красивое, что я видел в Грузии. На автомобиле по альпийской зоне Сванетии. Дорога из Местии в Ушгули, Лентехи и далее на Кутаиси

Самое красивое, что я видел в Грузии. На автомобиле по альпийской зоне Сванетии. Дорога из Местии в Ушгули, Лентехи и далее на Кутаиси
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Грузия небольшая страна, но из-за сложного рельефа в ней полно труднодоступных, малонаселенных, почти нетронутых цивилизацией мест. Сюжет знаменитого фильма «Мимино» как раз строится вокруг особенностей транспортного сообщения региона Тушети, где живет всего несколько сотен человек — до сих пор без дорог, мобильной связи, местами даже без электричества. Зимой Тушети вообще недоступен, несколько семей остаются там до весны, полагаясь лишь на собственные силы. В Тушети я пока не был, а вот из Верхней в Нижнюю Сванетию проехал: этот маршрут считается очень сложным, большинство компаний по прокату автомобилей прямо в договоре запрещают туда ездить. В реальности же оказалось, что он заметно проще, например, Трансаджарской трассы, а вот впечатления дарит фантастические. Это самое красивое место Грузии, которое я видел.

Цикл: Грузия | Оглавление

Развернуть

Регион: Тбилиси


◉ 01 | Ультимативный пост о хорошем архитектурном наследии Саакашвили ← читать!
◉ 02 | Знакомство с Тбилиси: центр и старый город ← читать!
◉ 03 | Современная архитектура по-грузински: микрорайон Ваке ← читать!
◉ 04 | Подворотни Чугурети (захватывают дух) ← читать!
◉ 05 | Дворы Сабуртало: пристройки, захват земель, блеск и нищета рука об руку ← читать!
◉ 06 | Гигантский тбилисский «спальник» Варкетили ← читать!
◉ 07 | Плато Нуцубидзе: спальный район на скалах ← читать!
◉ 08 | Панельки с воздушными мостами в массиве Плато Нуцубидзе ← читать!
◉ 09 | Очень уставший, но очень атмосферный тбилисский район Авлабари ← читать!
◉ 10 | Мистический ночной Тбилиси в районе Сололаки ← читать!
◉ 11 | И еще подворотни: Мтацминда — читать!
◉ 12 | Новый Город Тбилиси. Неудачный эксперимент на китайские деньги ← читать!
◉ 13 | Грузинский комфорт-класс: ЖК «Лиси Веранда» ← читать!
◉ 14 | Тбилиси. Архитектурный шедевр Stamba ← читать!
◉ 15 | Спрятанное здание Театра имени Грибоедова внутри торгового центра Galleria Tbilisi ← читать!
◉ 16 | Чем выше, тем дороже. Поселок Цхнети с эпичными видами на город ← читать!
◉ 17 | Центральный вокзал Тбилиси — место сложной судьбы, натурная иллюстрация хаоса, когда вообще все пошло не так ← читать!
◉ 18 | Такого нигде не увидишь: надземный пешеходный переход в Тбилиси, ставший нелегальным рынком ← читать!
◉ 19 | Тбилисский опыт внедрения системы выделенных полос для общественного транспорта ← читать!
◉ 20 | Цены на белорусские продукты в Грузии ← читать!
◉ 21 | Цены на мясо, яйца и молоко в Грузии (развеиваю некоторые мифы) ← читать!
◉ 22 | Стритфуд, кафе, национальная кухня и некоторые другие мысли о том, чем и где питаться в Тбилиси ← читать!
◉ 23 | Почему в Грузии так много бездомных собак и почему они такие мирные ← читать!

Регион: Аджария


◉ 24 | Не спешите выбирать Батуми в качестве места для отдыха и инвестиций. Почитайте этот пост… ← читать!
◉ 25 | Старый Батуми — лучшее, что в нем есть ← читать!
◉ 26 | Особняки старого Батуми (чтобы умиляться) ← читать!
◉ 27 | Грузинские многоэтажки-декорации для «Безумного Макса» ← читать!
◉ 28 | Как Батуми переваривает советский город — так, что вытекают глаза! ← читать!
◉ 29 | Жилой комплекс «Белая Магнолия» как символ отрасли недвижимости курорта ← читать!
◉ 30 | Авиаспот в батумском аэропорту. Любители низколетящих самолетов будут очень довольны ← читать!
◉ 31 | Гауди по-советски, кафе «Фантазия» Георгия Чахавы, попавшее в кино «Любовь и голуби» ← читать!
◉ 32 | Курорт Кобулети. Есть ли смысл отдыхать хотя бы здесь? ← читать!
◉ 33 | Волшебство Трансаджарской трассы ← читать!

Регион: Имеретия


◉ 34 | Воровская столица СССР Кутаиси. Центр ← читать!
◉ 35 | Кутаиси. Жизнь в фавелах на берегу реки ← читать!
◉ 36 | Город-призрак Цхалтубо. По развалинам советских санаториев ← читать!
◉ 37 | Прогулка по пещере Прометея: стоимость и другие условия ← читать!
◉ 38 | Канатные дороги как общественный транспорт. Впечатления от шахтерского Чиатура ← читать!
◉ 39 | Пешком по грузинским городам: Зестафони ← читать!
◉ 40 | Пешком по грузинским городам: Самтредиа ← читать!
◉ 41 | Индустриальная красота железной дороги в Сачхере ← читать!

Регион: Гурия


◉ 42 | Озургети: малоизвестный краевой центр. Пальмы и снег ← читать!

Регион: Самегрело — Верхняя Сванетия


◉ 43 | На границе с Абхазией. Зугдиди ← читать!
◉ 44 | Так выглядит лето в феврале. Портовый город Поти ← читать!
◉ 45 | Курорт-призрак Анаклиа ← читать!
◉ 46 | Город Джвари: заброшенная станция железной дороги и Ингурская ГЭС ← читать!
◉ 47 | Дорога в Верхнюю Сванетию. Впечатления от столицы края Местиа ← читать!
◉ 48 | Высокогорное селение Ушгули и спуск в Нижнюю Сванетию своим ходом. Кайф! ← сейчас открыто

Регион: Рача — Лечхуми и Нижняя Сванетия


◉ 49 | Самый маленький областной центр, в котором доводилось бывать — Амбролаури ← читать!

Регион: Самцхе — Джавахетия


◉ 50 | К турецкой границе, в Ахалцихскую крепость ← читать!
◉ 51 | Грузинская Швейцария, Боржоми. Очень красиво! ← читать!
◉ 52 | Цены на минералку «Боржоми» на ее родине в сравнении с минскими ← читать!

Регион: Шида Картли


◉ 53 | Гори, родина Сталина. Не только музей ← читать!

Регион: Мцхета — Мтианети


◉ 54 | Грузинское все — монастырь Джвари, первый объект всемирного наследия ЮНЕСКО ← читать!
◉ 55 | Волшебный лес Сабадури ← читать!

Регион: Кахетия


◉ 56 | Столица Алазанской долины Телави. Что значит долина для страны ← читать!
◉ 57 | Грузинская Италия, городок Сигнахи ← читать!
◉ 58 | Пешком по грузинским городам: Цнори ← читать!

Регион: Квемо — Картли


◉ 59 | Услада для любителей соцгородов. Лучший из посещенных — Рустави ← читать!
◉ 60 | Прогулки по главной промзоне страны в Рустави ← читать!
◉ 61 | Попробовать азербайджанскую шаурму в самом «азербайджанском» городе Грузии ← читать!
◉ 62 | Пешком по грузинским городам: Гардабани ← читать!

Грузинский регион Сванетия делится на Верхнюю, то есть более северную и высокогорную, и Нижнюю. Неофициальная столица первой горпоселок Местиа, второй — Лентехи. Напрямую между ними 27 километров, однако навигатор предложит маршрут на шесть часов пути:

Альтернативная дорога короче в два раза, однако именно по ней и запрещают ездить арендодатели машин, настолько плохой она считается. Хотя формально это общегосударственное шоссе Ш-15, представляет оно собой колею, существующую только благодаря отчаянным оффроуд-туристам, желающим пробраться дикими местами.

Точнее, так написано в многочисленных статьях, которые я прочел перед стартом поездки. Их авторы рекомендовали ехать только на мощных машинах с высоким клиренсом, предупреждали о бродах, разжопице и километрах разбитых грунтовок, но все-таки общий тон статей показался мне комплиментарным. Мол, да, тяжело, но оно того стоит.

Масла в огонь подкинул хозяин гестхауса в Местии, который, взглянув на взятый в аренду Субару Форестер и услышав о планах пробраться в Лентехи, сразу сказал, что ждет нас обратно на вторую ночь — мол, задумка неосуществима.

Ну, ок. Не попробуешь — не узнаешь!

Первые сорок километров за поселком дорога, считай, сохраняется того же качества, что и шоссе в Сванетию из Зугдиди. Асфальт либо бетон, узко, но ровно и довольно быстро: сделана дорога ради группы сел общины Ушгули. Эти села становятся новым местом притяжения туристов, так как обладают огромными «запасами» роскошных видов на горные цирки Кавказа и оборонительных башен.

Впрочем, местами даже от Местии до Ушгули вот как-то так:

Да, в Ушгули также ходит маршрутка, хотя появилась не так давно. Вот, например, остановочный пункт попал в кадр (слева магазин, если что):

Это, к слову, село Цвирми. Возможно, получит второе дыхание с развитием туризма, но пока кажется умирающим:

Затем дорога подходит к цепочке сел общины Ушгули, которые все вместе образуют самую высокогорную административную единицу Европы (отдельные населенные пункты бывают выше, но чтобы все пункты в общине — это Ушгули). Долина открывается видами населенного пункта Муркмели:

Ценность сел Ушгули в том, что они, в отличие от той же Местии, еще не познали больших туристических денег и сохранили первозданный средневековый вид. Плотная расстановка башен, жилых домов, отсутствие улиц в привычном понимании: там очень-очень круто.

Некоторые башни заброшены и разрушаются, другие целые на вид, но никак не используются.

Виды сверху:

Сбор высокогорного меда:

Дорога в Лентехи сразу за Ушгули действительно сильно портится, становится фактически направлением. Однако на ней полно строительной техники — ведутся работы по прокладке шоссе из Кутаиси. Более того, кусками шоссе уже существует, так что многие участки получилось проехать быстро и безопасно.

Виды:

Высота такая, что никаких деревьев нет. Нет даже намека на криволесье или тем более здоровый взрослый лес: такое состояние ландшафта называется альпийской зоной. Вокруг заставки Windows 7 и низкие кучевые облака… На фото не передать:

Спуск в долину реки Корулдаши, образованную ледником Шхара. Это место, где проложен путь из Верхней в Нижнюю Сванетию, точнее, проложен он был когда-то наоборот — теми первооткрывателями, что пробирались в высокогорье Грузии несколько столетий назад.

Здесь открывается вид на кусок так называемой Безенгийской стены, 13-километровый участок Кавказского хреба, собравший самые высокие вершины горной системы в одном месте. Стоит фэншуйная лавочка покайфовать:

Классический горный цирк — место, где реки миллионы лет прокладывали себе путь от ледников вниз, создавая головокружительные долины:

Дядь Саша, водитель:

Наша ласточка:

На этом серпантине мы умудрились пробить колесо, но с запаской и божьей помощью выбрались на бетонку и покатили в сторону Кутаиси, где нашли шиномонтаж и все починили.

Горный обвал, свидетельство мелкого землетрясения, коих тут множество:

Это было очень круто.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎