Тбилисский метробус из подручных материалов, смелый удачный эксперимент

Тбилисский метробус из подручных материалов, смелый удачный эксперимент
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

В Тбилиси многое кажется архаичным, иногда даже шокирующим — например, старая аварийная застройка в центре или темные станции метро с ободранной отделкой, или лютые пристройки к многоэтажкам. Но чего не отнимешь у города, так это очень здравого подхода к реформе наземного транспорта. В какой-то момент волевым решением властей в Тбилиси были запрещены все без исключения коммерческие маршрутки, а их место заняли новые автобусы разной вместимости. Был полностью изменен подход к организации и планированию сети, но главное, что общественный транспорт получил безусловный приоритет на дорогах. Выделенные полосы свято защищаются камерами, моментально «выписывающими» штраф (приходит через SMS за несколько секунд), поэтому город более или менее поехал. На проспекте Ильи Чавчавадзе дело пошло еще дальше: автобус вынесен в центр проезжей части и делает остановки на островках-станциях, имитируя почти полноценный метробус, неизвестный в наших и чрезвычайно распространенный в латиноамериканских широтах вид транспорта. Давайте посмотрим, как это работает, зачем было сделано и какой дало эффект.

Цикл: Грузия | Оглавление

Развернуть

Регион: Тбилиси


◉ 01 | Ультимативный пост о хорошем архитектурном наследии Саакашвили ← читать!
◉ 02 | Знакомство с Тбилиси: центр и старый город ← читать!
◉ 03 | Современная архитектура по-грузински: микрорайон Ваке ← читать!
◉ 04 | Подворотни Чугурети (захватывают дух) ← читать!
◉ 05 | Дворы Сабуртало: пристройки, захват земель, блеск и нищета рука об руку ← читать!
◉ 06 | Гигантский тбилисский «спальник» Варкетили ← читать!
◉ 07 | Плато Нуцубидзе: спальный район на скалах ← читать!
◉ 08 | Панельки с воздушными мостами в массиве Плато Нуцубидзе ← читать!
◉ 09 | Очень уставший, но очень атмосферный тбилисский район Авлабари ← читать!
◉ 10 | Мистический ночной Тбилиси в районе Сололаки ← читать!
◉ 11 | И еще подворотни: Мтацминда — читать!
◉ 12 | Новый Город Тбилиси. Неудачный эксперимент на китайские деньги ← читать!
◉ 13 | Грузинский комфорт-класс: ЖК «Лиси Веранда» ← читать!
◉ 14 | Тбилиси. Архитектурный шедевр Stamba ← читать!
◉ 15 | Спрятанное здание Театра имени Грибоедова внутри торгового центра Galleria Tbilisi ← читать!
◉ 16 | Чем выше, тем дороже. Поселок Цхнети с эпичными видами на город ← читать!
◉ 17 | Центральный вокзал Тбилиси — место сложной судьбы, натурная иллюстрация хаоса, когда вообще все пошло не так ← читать!
◉ 18 | Такого нигде не увидишь: надземный пешеходный переход в Тбилиси, ставший нелегальным рынком ← читать!
◉ 19 | Тбилисский опыт внедрения системы выделенных полос для общественного транспорта ← сейчас открыто
◉ 20 | Цены на белорусские продукты в Грузии ← читать!
◉ 21 | Цены на мясо, яйца и молоко в Грузии (развеиваю некоторые мифы) ← читать!
◉ 22 | Стритфуд, кафе, национальная кухня и некоторые другие мысли о том, чем и где питаться в Тбилиси ← читать!
◉ 23 | Почему в Грузии так много бездомных собак и почему они такие мирные ← читать!

Регион: Аджария


◉ 24 | Не спешите выбирать Батуми в качестве места для отдыха и инвестиций. Почитайте этот пост… ← читать!
◉ 25 | Старый Батуми — лучшее, что в нем есть ← читать!
◉ 26 | Особняки старого Батуми (чтобы умиляться) ← читать!
◉ 27 | Грузинские многоэтажки-декорации для «Безумного Макса» ← читать!
◉ 28 | Как Батуми переваривает советский город — так, что вытекают глаза! ← читать!
◉ 29 | Жилой комплекс «Белая Магнолия» как символ отрасли недвижимости курорта ← читать!
◉ 30 | Авиаспот в батумском аэропорту. Любители низколетящих самолетов будут очень довольны ← читать!
◉ 31 | Гауди по-советски, кафе «Фантазия» Георгия Чахавы, попавшее в кино «Любовь и голуби» ← читать!
◉ 32 | Курорт Кобулети. Есть ли смысл отдыхать хотя бы здесь? ← читать!
◉ 33 | Волшебство Трансаджарской трассы ← читать!

Регион: Имеретия


◉ 34 | Воровская столица СССР Кутаиси. Центр ← читать!
◉ 35 | Кутаиси. Жизнь в фавелах на берегу реки ← читать!
◉ 36 | Город-призрак Цхалтубо. По развалинам советских санаториев ← читать!
◉ 37 | Прогулка по пещере Прометея: стоимость и другие условия ← читать!
◉ 38 | Канатные дороги как общественный транспорт. Впечатления от шахтерского Чиатура ← читать!
◉ 39 | Пешком по грузинским городам: Зестафони ← читать!
◉ 40 | Пешком по грузинским городам: Самтредиа ← читать!
◉ 41 | Индустриальная красота железной дороги в Сачхере ← читать!

Регион: Гурия


◉ 42 | Озургети: малоизвестный краевой центр. Пальмы и снег ← читать!

Регион: Самегрело — Верхняя Сванетия


◉ 43 | На границе с Абхазией. Зугдиди ← читать!
◉ 44 | Так выглядит лето в феврале. Портовый город Поти ← читать!
◉ 45 | Курорт-призрак Анаклиа ← читать!
◉ 46 | Город Джвари: заброшенная станция железной дороги и Ингурская ГЭС ← читать!
◉ 47 | Дорога в Верхнюю Сванетию. Впечатления от столицы края Местиа ← читать!
◉ 48 | Высокогорное селение Ушгули и спуск в Нижнюю Сванетию своим ходом. Кайф! ← читать!

Регион: Рача — Лечхуми и Нижняя Сванетия


◉ 49 | Самый маленький областной центр, в котором доводилось бывать — Амбролаури ← читать!

Регион: Самцхе — Джавахетия


◉ 50 | К турецкой границе, в Ахалцихскую крепость ← читать!
◉ 51 | Грузинская Швейцария, Боржоми. Очень красиво! ← читать!
◉ 52 | Цены на минералку «Боржоми» на ее родине в сравнении с минскими ← читать!

Регион: Шида Картли


◉ 53 | Гори, родина Сталина. Не только музей ← читать!

Регион: Мцхета — Мтианети


◉ 54 | Грузинское все — монастырь Джвари, первый объект всемирного наследия ЮНЕСКО ← читать!
◉ 55 | Волшебный лес Сабадури ← читать!

Регион: Кахетия


◉ 56 | Столица Алазанской долины Телави. Что значит долина для страны ← читать!
◉ 57 | Грузинская Италия, городок Сигнахи ← читать!
◉ 58 | Пешком по грузинским городам: Цнори ← читать!

Регион: Квемо — Картли


◉ 59 | Услада для любителей соцгородов. Лучший из посещенных — Рустави ← читать!
◉ 60 | Прогулки по главной промзоне страны в Рустави ← читать!
◉ 61 | Попробовать азербайджанскую шаурму в самом «азербайджанском» городе Грузии ← читать!
◉ 62 | Пешком по грузинским городам: Гардабани ← читать!

Когда я приезжал в Тбилиси в прошлом году и гулял по местному сити — району Ваке — то обратно по дороге в такси вынужден был прослушать целую лекцию от водителя на тему организации движения по проспекту Чавчавадзе. Таксист грязно матерился, поносил архитекторов, местные власти и все это из-за тотального запрета на левые повороты во всю длину улицы.

Да, действительно, левый поворот на ней могут совершать очень немногие авто. Полиция, спасатели, машины сопровождения в кортеже высших лиц государства — это и есть примерно весь список. Всем остальным прилетает крупный штраф за пересечение сплошной линии разметки. Никаких обгонов, перестроений, разворотов на Чавчавадзе совершить невозможно: легковым автомобилям оставлено по одной полосе в каждую сторону.

За годы после распада СССР Тбилиси прошел типичный путь многих мегаполисов бывшего союзного государства. Постепенная деградация инфраструктуры, вывод вместительного подвижного состава из эксплуатации и замена его маршрутчиками, отказ от планов по развитию электротранспорта (в случае с Тбилиси дело дошло до полного демонтажа троллейбусной и трамвайной систем), массовый переход трудящихся на личный транспорт. Город погряз в пробках, на его улицах работало 2000 (!) микроавтобусов мелких частных перевозчиков и несколько сотен муниципальных Isuzu, известных белорусам по брендам «Богдан» (украинской сборки) или «Радзіміч» (гомельского авторемонтного завода). Короче, все было плохо.

Положение ухудшала сложная уличная структура города, зажатого в каньоне реки Куры. Тбилиси, может, и готов был строить новые улицы, но их попросту негде прокладывать — в центре нет неиспользованных площадей.

Идея пересаживать людей на общественный транспорт очевидно благородна, потому что общественный транспорт способен разгружать улицы, но практика показывает, что горожане во всем мире внемлют призывам властей не слишком охотно и вообще отказываются решать за свой счет глобальные проблемы. Граждан по-всякому стимулируют: гибкой тарифной политикой, хорошим общественным транспортом, разного рода обременениями при использовании личного авто.

Так сделал и Тбилиси. В 2018-м мэр города Каха Каладзе (в прошлом прославленный футболист, к слову) объявил о новой транспортной политике столицы, внедрение в жизнь которой потребовало несколько лет. За это время город купил сотни автобусов большой и средней вместимости, сотни микроавтобусов для маловостребованных маршрутов и маршрутов, пролегающих по узким улицам, внедрил новые единые для наземного и подземного транспорта тарифы, оплату банковскими картами, переформатировал нумерацию и запустил некоторые новые линии автобусов.

Главное, город начал процесс реабилитации особо важных магистралей, превращая их в так называемые мультимодальные улицы, самая известная из которых как раз имени Ильи Чавчавадзе:

Проект предусматривал значительное расширение тротуаров с богатым их озеленением, конструктивное выделение велодорожек, прилегающих к проезжей части, снижение числа полос для личных автомобилей до одной в каждую сторону, а также выделение отдельных полос для общественного транспорта с постройкой остановок-островков посередине.

Тут следует сделать несколько пояснений, потому что схема движения на Чавчавадзе поначалу подрывает мозг. Автобусы на проспекте едут фактически по встречке — такую организацию потребовали остановочные пункты-островки. Отказ от встречки возможен либо созданием двух отдельных островков для обоих направлений (но экономили место), либо закупкой специального подвижного состава с дверьми по обе стороны кузова (но экономили деньги):

Конечно, у каждого читающего вертится на языке вопрос, зачем выделенки под общественный транспорт в центре, а не по бокам?! Ну, сделай сбоку и тоже запрети заезжать на нее, чего нет?

Прикол в том, что отказать в праве заезжать на нее легковым машинам невозможно, если не запрещать все правые повороты вдоль проспекта (а это в свою очередь невозможно в принципе). Заезд на выделенку снижает ее пропускную способность и повышает аварийность из-за роста числа маневров. Выделенные полосы для общественного транспорта в центре исключают маневры на них.

Что в итоге получил город? Любой таксист скажет: «Проблемы». Ну, проблемы для личного транспорта в части пропускной способности проспекта действительно появились. Точнее, не проблемы: для водителей привлекательность улицы снизилась, поэтому на нее стало меньше устремляться авто. Общественный же транспорт ускорился в три раза по сравнению с предыдущей схемой движения… Напомню, именно повышение привлекательности общественного транспорта и было задачей властей. Снизилась аварийность, так как практически не осталось вариантов, при которых вообще можно устроить ДТП.

Наконец, проспект ожил для пешеходов, стал полноценной городской улицей, повысив привлекательность и без того привлекательного района Ваке.

Автомобилисты, сорри.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎