У меня был план сравнить цены на минералку «Боржоми» в Минске и Грузии, чтобы и для самого себя понять, какую долю занимает в стоимости довольно сложная логистика по доставке ее в Минск. Да, «Боржоми» у себя на родине дешевле, хотя все же несопоставимо со многими другими водами даже из тех же мест происхождения — это самый сильный бренд в категории не только у нас, но и у них. Увы, первоначальный смысл поста оказался утерян: в Украине случилась война, национальную белорусскую валюту встряхнуло, и цены стали несравнимыми. От задуманного поста отвалилась часть про полки магазинов, зато остались мысли о позиционировании минералки, о механизме продажи эмоций и о том, насколько это важно в кризисные времена.
Цикл: Грузия | Оглавление
Развернуть
Регион: Тбилиси
◉ 01 | Ультимативный пост о хорошем архитектурном наследии Саакашвили ← читать!
◉ 02 | Знакомство с Тбилиси: центр и старый город ← читать!
◉ 03 | Современная архитектура по-грузински: микрорайон Ваке ← читать!
◉ 04 | Подворотни Чугурети (захватывают дух) ← читать!
◉ 05 | Дворы Сабуртало: пристройки, захват земель, блеск и нищета рука об руку ← читать!
◉ 06 | Гигантский тбилисский «спальник» Варкетили ← читать!
◉ 07 | Плато Нуцубидзе: спальный район на скалах ← читать!
◉ 08 | Панельки с воздушными мостами в массиве Плато Нуцубидзе ← читать!
◉ 09 | Очень уставший, но очень атмосферный тбилисский район Авлабари ← читать!
◉ 10 | Мистический ночной Тбилиси в районе Сололаки ← читать!
◉ 11 | И еще подворотни: Мтацминда — читать!
◉ 12 | Новый Город Тбилиси. Неудачный эксперимент на китайские деньги ← читать!
◉ 13 | Грузинский комфорт-класс: ЖК «Лиси Веранда» ← читать!
◉ 14 | Тбилиси. Архитектурный шедевр Stamba ← читать!
◉ 15 | Спрятанное здание Театра имени Грибоедова внутри торгового центра Galleria Tbilisi ← читать!
◉ 16 | Чем выше, тем дороже. Поселок Цхнети с эпичными видами на город ← читать!
◉ 17 | Центральный вокзал Тбилиси — место сложной судьбы, натурная иллюстрация хаоса, когда вообще все пошло не так ← читать!
◉ 18 | Такого нигде не увидишь: надземный пешеходный переход в Тбилиси, ставший нелегальным рынком ← читать!
◉ 19 | Тбилисский опыт внедрения системы выделенных полос для общественного транспорта ← читать!
◉ 20 | Цены на белорусские продукты в Грузии ← читать!
◉ 21 | Цены на мясо, яйца и молоко в Грузии (развеиваю некоторые мифы) ← читать!
◉ 22 | Стритфуд, кафе, национальная кухня и некоторые другие мысли о том, чем и где питаться в Тбилиси ← читать!
◉ 23 | Почему в Грузии так много бездомных собак и почему они такие мирные ← читать!
Регион: Аджария
◉ 24 | Не спешите выбирать Батуми в качестве места для отдыха и инвестиций. Почитайте этот пост… ← читать!
◉ 25 | Старый Батуми — лучшее, что в нем есть ← читать!
◉ 26 | Особняки старого Батуми (чтобы умиляться) ← читать!
◉ 27 | Грузинские многоэтажки-декорации для «Безумного Макса» ← читать!
◉ 28 | Как Батуми переваривает советский город — так, что вытекают глаза! ← читать!
◉ 29 | Жилой комплекс «Белая Магнолия» как символ отрасли недвижимости курорта ← читать!
◉ 30 | Ночь в жилом комплексе Orbi City ← читать!
◉ 31 | Авиаспот в батумском аэропорту. Любители низколетящих самолетов будут очень довольны ← читать!
◉ 32 | Бывшая трасса железной дороги по улицам Батуми ← читать!
◉ 33 | Гауди по-советски, кафе «Фантазия» Георгия Чахавы, попавшее в кино «Любовь и голуби» ← читать!
◉ 34 | Курорт Кобулети. Есть ли смысл отдыхать хотя бы здесь? ← читать!
◉ 35 | Греческое село Дагва, руины роскошного дворца культуры ← читать!
◉ 36 | Волшебство Трансаджарской трассы ← читать!
Регион: Имеретия
◉ 37 | Воровская столица СССР Кутаиси. Центр ← читать!
◉ 38 | Кутаиси. Жизнь в фавелах на берегу реки ← читать!
◉ 39 | Кутаиси. Старый город в теплый весенний день ← читать!
◉ 40 | Кутаиси. Спальный микрорайон Авангард ← читать!
◉ 41 | Город-призрак Цхалтубо. По развалинам советских санаториев ← читать!
◉ 42 | Прогулка по пещере Прометея: стоимость и другие условия ← читать!
◉ 43 | Канатные дороги как общественный транспорт. Впечатления от шахтерского Чиатура ← читать!
◉ 44 | Пешком по грузинским городам: Зестафони ← читать!
◉ 45 | Пешком по грузинским городам: Самтредиа ← читать!
◉ 46 | Индустриальная красота железной дороги в Сачхере ← читать!
Регион: Гурия
◉ 47 | Озургети: малоизвестный краевой центр. Пальмы и снег ← читать!
Регион: Самегрело — Верхняя Сванетия
◉ 48 | На границе с Абхазией. Зугдиди ← читать!
◉ 49 | Так выглядит лето в феврале. Портовый город Поти ← читать!
◉ 50 | Курорт-призрак Анаклиа ← читать!
◉ 51 | Город Джвари: заброшенная станция железной дороги и Ингурская ГЭС ← читать!
◉ 52 | Дорога в Верхнюю Сванетию. Впечатления от столицы края Местиа ← читать!
◉ 53 | Высокогорное селение Ушгули и спуск в Нижнюю Сванетию своим ходом. Кайф! ← читать!
Регион: Рача — Лечхуми и Нижняя Сванетия
◉ 54 | Самый маленький областной центр, в котором доводилось бывать — Амбролаури ← читать!
Регион: Самцхе — Джавахетия
◉ 55 | К турецкой границе, в Ахалцихскую крепость ← читать!
◉ 56 | Грузинская Швейцария, Боржоми. Очень красиво! ← читать!
◉ 57 | Цены на минералку «Боржоми» на ее родине в сравнении с минскими ← сейчас открыто
Регион: Шида Картли
◉ 58 | Гори, родина Сталина. Не только музей ← читать!
Регион: Мцхета — Мтианети
◉ 59 | Грузинское все — монастырь Джвари, первый объект всемирного наследия ЮНЕСКО ← читать!
◉ 60 | Волшебный лес Сабадури ← читать!
Регион: Кахетия
◉ 61 | Столица Алазанской долины Телави. Что значит долина для страны ← читать!
◉ 62 | Грузинская Италия, городок Сигнахи ← читать!
◉ 63 | Пешком по грузинским городам: Цнори ← читать!
Регион: Квемо — Картли
◉ 64 | Услада для любителей соцгородов. Лучший из посещенных — Рустави ← читать!
◉ 65 | Прогулки по главной промзоне страны в Рустави ← читать!
◉ 66 | Попробовать азербайджанскую шаурму в самом «азербайджанском» городе Грузии ← читать!
◉ 67 | Пешком по грузинским городам: Гардабани ← читать!
Вода «Боржоми» хорошая, хотя я ее особо не пью — равнодушен ко вкусу, а потому не готов переплачивать. Точнее, для моего языка вкус «Боржоми» не отличим от большинства других минералок. С закрытыми глазами у меня получилось бы обнаружить только ядерные «Ессентуки №17», оставившие глубокую детскую травму, но точно не «Боржоми».
Вообще надо понимать, что столовая минеральная вода не бог весть какой космический продукт. Нет практически никакой разницы, какую пить — ни одна из них не влияет на организм как-то по-особенному и не проявляет свою полезность. А некоторые воды (например, «Боржоми», да) еще и сильно варьируются по химическому составу в зависимости от времени года и прочих условий.
Тем не менее, стратегия продвижения любой минералки всегда строится на стремлении трудящихся к здоровому образу жизни. Продается именно здоровье: выпей вот этой водички, будут крепенькие кости и нервы — как-то так.
Но не «Боржоми». Уверен, им было бы сильно сложнее толкать поллитровую бутылку воды за доллар, если бы продвижение строилось именно так. «Боржоми» в наших широтах единственная известная мне минералка, которая продается через эмоции: собственники торговой марки (к слову, российская «Альфа-групп») полностью отбросили советское прошлое бренда, использовав его только как трамплин для старта, и построили новое настоящее.
«Боржоми» выкатывает одну за одной бомбезные фотосессии, которые не учат никакому ЗОЖу и не призывают думать про здоровье. Все, чего хочет добиться их PR, это ощущение красоты и гармонии с окружающим миром. Пьешь «Боржоми» — красивый, молодой, энергичный, в балансе со вселенной.
Грузинская минералка, привезенная на полки магазинов за тысячи километров, пример идеального маркетинга в самом широком смысле. Конечно, они используют всякие продажные трюки в местах продаж и долбят мозги традиционными инструментами со скидками и чем-нибудь там еще, но «Боржоми» начинается именно с эмоций. Нет ни одной причины переплачивать за нее, однако это делают миллионы людей по всему миру, чтобы почувствовать себя немного круче, чем в повседневности.
Очень смелая стратегия для столь традиционного продукта, и ведь как хорошо работает.
Даже их предновогодняя кампания, типа ситуативная субстратегия про «Боржоми» как помощь желудку после новогоднего стола, она же тоже не про ЗОЖ, а фактически анти-ЗОЖ: все понимают, что Новый год у постсоветского человека всегда про переедание и похмелье, это неизбежность, которую не перебороть.
Что особенно важно. Такие марки как «Боржоми» даже в самое тяжелое время будут дольше других барахтаться на плаву. У них солидная маржа: затраты на производство и разлив небольшие, основные траты маркетинг и PR в частности. Здесь обязательно найдется на чем сэкономить, подвинуться в цене. Пока толстый сохнет, худой сдохнет — как-то так.
Пример для всех, как распоряжаться свободными ресурсами в удачное стабильное время: строить имидж. Потом как найдешь.