У Вильнюса получился отличный деловой центр. Мы могли бы взять за пример, но уже поздно

▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Вильнюсу-полумиллионнику и литовской экономике, может, и не нужны были эти стеклянные небоскребы и полноценный деловой центр, но сити столицы Литвы по большому счету является архитектурным решением, а не требованием конъюнктуры. Наверное, в городе нашлось бы место для новых офисов и торговых центров в зданиях обычной этажности, однако берега Няриса слишком эффектные, чтобы не воспользоваться возможностью построить «открыточный» вид. Деловое ядро города начало формироваться еще 50 лет назад, и работы продолжаются, но уже сейчас можно констатировать факт, что у Вильнюса получилось. Минск свой шанс сделать что-то похоже утерял да и вряд ли имел — главный архитектор страны высотки откровенно недолюбливает.

Цикл: 🇱🇹Литва | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Этот город нуждается в Дожинках. Жуткие подворотни Вильнюса ← читать!
◉ 02 | Прогулка по Республике Ужупис – квазигосударству в центре Вильнюса ← читать!
◉ 03 | Вильнюс. Сити ← сейчас открыто
◉ 04 | Вильнюс. Застройка микрорайона Paupys ← читать!
◉ 05 | Вильнюс. Городская деревня Rasu Namai ← читать!
◉ 06 | Григишкес. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ 07 | Лентварис. Дворец ← читать!
◉ 08 | Тракай. Прогулка по городу и замку ← читать!
◉ 09 | Каунас. Исторический центр ← читать!
◉ 10 | Каунас. Реновация микрорайона Жалякальнис ← читать!
◉ 11 | Паланга. Курорт с советским духом ← читать!
◉ 12 | Алитус. Благоустройство ← читать!
◉ 13 | Друскининкай. Следы железной дороги из Поречье ← читать!
◉ 14 | Старый Варшавский ход от Вильнюса на Беларусь ← читать!
◉ 15 | Малодеятельные участки железной дороги ← читать!
◉ 16 | Бизнес-класс в поезде Клайпеда — Вильнюс ← читать!
◉ 17 | Первый участок Rail Baltica ← читать!

Надо сказать, что столице Литвы повезло: историческое ядро города на правый берег Няриса не перекинулось, освободив власти от необходимости вписывать сити в старую застройку. Район Шнипишкес, где и вырос деловой центр, представляет из себя путаницу захолустных улиц с низкоэтажной малоценной застройкой. Сити построен на абсолютно новом проспекте Конституции, прорубленном через Шнипишкес уже в послевоенные годы. Это такой настоящий по-советски широкий и мощный проспект, долженствующий наглядно демонстрировать мощь коммунистической экономики. Получилась, впрочем, демонстрация экономики исключительно капиталистической.

Правый берег Няриса и мост Миндавга к нему:

Январь в этом году не задался, поэтому виды на реку скорее ноябрьские или мартовские. Вдалеке просматриваются холмы регионального парка, созданного для защиты ландшафта берегов Няриса. Интересно, что абсолютные высоты Литвы меньше белорусских, но крутость подъемов создает впечатление, что это не так. Как-нибудь надо пройти их 28-километровую тропу ;)

Пешеходная дорога в сити:

Модный торговый центр CUP слева — это глубоко модернизированный ЦУМ еще советских времен. Он был одним из первых объектов делового ядра, работает и сейчас, сохранив даже «советскую» метрику-статус в названии.

А эффектная гостиница Radisson Blu — это бывшая гостиница «Литва», опять же, по статусу отель №1 советского Вильнюса.

Вид на старый город со смотровой площадки ЦУМа: здание со шпилем — наиболее нарядная вильнюсская «сталинка».

Плошадку перед «белым мостом» в старый город активно реконструируют. Также какие-то бетонные работы ведутся на русле Няриса, планируется что-то интересненькое. Ну а по сгнившим деревянным лавочкам и убитой плитке понятно, что ремонта это место не знало все 50 лет.

Площадка перед Radisson:

Интересно, что большинство зданий в сити спроектированы литовскими архитектурными бюро, а вот строились разными иностранными организациями, хотя кое-что и своими силами. И здесь надо сказать, что литовская архитектурная школа за годы независимости сделала квантовый скачок по сравнению, например, с белорусской. Просто вспомните наш «небоскреб» Royal Plaza на Победителей и попробуйте сдержать слезы отчаяния.

«Прищепка» офиса Swedbank в Литве. Клевая:

Swedbank некоторым белорусам должен быть знаком в связи с тем, что именно он принимал платежи за американские визы, когда их не выдавали в Минске.

Проспект Конституции, начавшийся было как обычный советский проспект, но переросший во что-то большее. Увы, типовая литовская высотка-бетонка выросла до развала СССР и сейчас ее, конечно, уже никто не снесет. Опоясывает ее ЖК Arfa, достигающий в самой высокой секции высоты более 100 метров. Не бог знает что, но в Минске пока не доросли и до «Арфы».

Какие-то офисные дела от Radisson:

Наверное, ядром ядра стоит считать многофункциональный комплекс «Европа», включающий высотку-апартаменты, высотку-офисы и шоппинг-центр. Офисный кругляш является наиболее высоким во всех прибалтийских странах зданием, хотя информация об этом могла и устареть. В Эстонии неплохо развивается офисное строительство, однако я давно не был в Эстонии.

Кроме того, в Сити работает вильнюсская мэрия и власти столичного региона. У мэрии огроменный небоскреб, у райисполкома аккуратный кубик.

Еще одна советская бетонка в начале проспекта Конституции:

В литовской прессе я читал, что Шнипишкес должен был быть кардинально реконструирован и лишен большинства своих устаревших одноэтажных зданий и частных деревянных домиков. Не знаю, правда это или нет, однако, вроде бы, многие отказали продавать свои участки и таким образом в Вильнюсе возникла шикарная возможность фоткать трухлявые домишки на фоне стеклянных высоток.

Кстати, это типичная картинка для Манхэттена, где хватает упрямых владельцев ужаснейших двух- и трехэтажных халуп десятками лет сопротивляться попыткам скупить их землю и построить еще немного небоскребов.

Ну да, капитализм при многих его недостатках неплохо защищает права трудящихся. И, кроме прочего, не допускает застройку ценных гектар всяким говном.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎