Может кто-то не знает: Друскининкай — это такой литовский курорт с очень длинной историей, который даже успел побыть в составе Беларуси. Он был курортом и во времена Российской империи, и при Польше, и в СССР, и остается курортом в современной Литве, привлекая сотни тысяч трудящихся ежегодно. О санаториях Друскининкая написаны ковры текстов и отсняты гигабайты фотографий, поэтому я не буду повторяться. Я приехал в Друскининкай с одной целью: отыскать следы железной дороги, протянутой сюда из белорусского агрогородка Поречье. Движение по участку сохранялось вплоть до 2001-го года, но ожидаемо было закрыто, а линия полностью уничтожена. Кое-что осталось, конечно — уже исторические фотки и мое маленькое исследование в один из летних дней.
Цикл: 🇱🇹Литва | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Этот город нуждается в Дожинках. Жуткие подворотни Вильнюса ← читать!
◉ 02 | Прогулка по Республике Ужупис – квазигосударству в центре Вильнюса ← читать!
◉ 03 | Вильнюс. Сити ← читать!
◉ 04 | Вильнюс. Застройка микрорайона Paupys ← читать!
◉ 05 | Вильнюс. Городская деревня Rasu Namai ← читать!
◉ 06 | Григишкес. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ 07 | Лентварис. Дворец ← читать!
◉ 08 | Тракай. Прогулка по городу и замку ← читать!
◉ 09 | Каунас. Исторический центр ← читать!
◉ 10 | Каунас. Реновация микрорайона Жалякальнис ← читать!
◉ 11 | Паланга. Курорт с советским духом ← читать!
◉ 12 | Алитус. Благоустройство ← читать!
◉ 13 | Друскининкай. Следы железной дороги из Поречье ← сейчас открыто
◉ 14 | Старый Варшавский ход от Вильнюса на Беларусь ← читать!
◉ 15 | Малодеятельные участки железной дороги ← читать!
◉ 16 | Бизнес-класс в поезде Клайпеда — Вильнюс ← читать!
◉ 17 | Первый участок Rail Baltica ← читать!
У этой линии в Гродненской области и на территории нынешней Литвы есть кое-какие особенности. Во-первых, ее микроскопический кусочек остается действующим: почти каждый год БЖД планирует закрыть остаток от станции Поречье до платформы Учитель, но дачники и местные жители умудряются отстоять движение дизель-поездов. По участку я, конечно, съездил при первой же возможности — когда были отменены жесткие нормы по посещению приграничных зон.
Кроме того, линия на Друскининкай отходила от Петербург-Варшавской магистрали, старейшей железной дороги на территории Беларуси (от нее БЖД, например, и отсчитывает свою историю, а не от Московско-Брестской). И при Империи (само собой), и при «советах» линия оставалась активно действующей, ежедневно пропуская множество поездов, в том числе «курортный» Ленинград — Друскининкай. Сейчас Варшавский ход разорван во многих местах и пересекает земли сразу пяти стран: России, Латвии, Литвы, Беларуси и Польши. Очевидно, с таким раскладом его жизнеспособность нулевая.
На этом скриншоте хорошо видно, как железка ответвляется от Поречья и обрывается у границы:
Я приехал в Друскининкай на автобусе из Гродно:
Автовокзал лежит чуть глубже железнодорожного, и линия доходила как раз до него. Сразу за зданием осталась выемка, не зарастающая деревьями до сих пор. Вид в сторону Гродно:
Улица Гродненская:
А вот это и есть бывший железнодорожный вокзал Друскининкая. Литовцы переформатировали здание в туристско-информационный центр, отель, кафе и штаб кемпинга. Вид от привокзальной площади:
Территория станции превращена в огромную стоянку для туристов. Ровная плоская площадка как нельзя лучше подошла к размещению кемпинга. Поверхность земли закрыта эко-парковкой. Выглядит хорошо!
Но мне было особенно интересно найти следы железной дороги, поэтому я обошел кемпинг и углубился по остаткам насыпей в сторону Беларуси. Почти сразу стали попадаться гнилые деревянные шпалы, а кое-где и железобетонные.
Похоже, остатки подъезда к грузовой рампе:
Да, иногда вспыхивают разговоры о восстановлении линии, но очевидно, что никто и никогда ее не будет восстанавливать — в этом просто нет никакой необходимости. Например, поезд из Вильнюса, следующий в Друскининкай, должен будет сначала заезжать в белорусское Поречье, а только потом уходить обратно — собственно, как было и раньше.
И даже с учетом безвизового Гродненского района, это кажется маловероятным из-за убыточности самих пассажирских железнодорожных перевозок. Восстанавливать пути, чтобы терпеть убытки?
Дизель на участке Друскининкай — Поречье:
Эта дорога ушла в небытие, став символом геополитической встряски и новых границ.
Такова жизнь.