Этичная интеграция в сложившуюся жилую и архитектурную среду на примере района Жалякальнис в Каунасе

Этичная интеграция в сложившуюся жилую и архитектурную среду на примере района Жалякальнис в Каунасе
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Район Жалякальнис (буквально «зеленый холм») стал частью межвоенного Каунаса в 1919-м году, когда новая временная столица Литвы требовала быстрого расширения. Жалякальнис огромен: массивы малоэтажных домиков на одну или несколько квартир, перемежающиеся редкими «хрущевками» и более поздними многоэтажками, тянутся в буквальном смысле на километры. Застраивался район в межвоенное время, что сказалось на его внешнем виде, в частности, обилии конструктивистских зданий. Зонирование и планировку создавали датчанин Мариус Франдсен и литовец Антанас Йокимас, но реализован их план был лишь частично. В любом случае Жалякальнис сложился давно, он определяет уникальное лицо довоенных окраин Каунаса, поэтому любое новое строительство требует тут крайне взвешенного подхода. Предлагаю гулять по улицам и знакомиться с комплексом Ąžuolyno Namai, интегрированном в улицы столетнего возраста.

Цикл: 🇱🇹Литва | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Этот город нуждается в Дожинках. Жуткие подворотни Вильнюса ← читать!
◉ 02 | Прогулка по Республике Ужупис – квазигосударству в центре Вильнюса ← читать!
◉ 03 | Вильнюс. Сити ← читать!
◉ 04 | Вильнюс. Застройка микрорайона Paupys ← читать!
◉ 05 | Вильнюс. Городская деревня Rasu Namai ← читать!
◉ 06 | Григишкес. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ 07 | Лентварис. Дворец ← читать!
◉ 08 | Тракай. Прогулка по городу и замку ← читать!
◉ 09 | Каунас. Исторический центр ← читать!
◉ 10 | Каунас. Реновация микрорайона Жалякальнис ← сейчас открыто
◉ 11 | Паланга. Курорт с советским духом ← читать!
◉ 12 | Алитус. Благоустройство ← читать!
◉ 13 | Друскининкай. Следы железной дороги из Поречье ← читать!
◉ 14 | Старый Варшавский ход от Вильнюса на Беларусь ← читать!
◉ 15 | Малодеятельные участки железной дороги ← читать!
◉ 16 | Бизнес-класс в поезде Клайпеда — Вильнюс ← читать!
◉ 17 | Первый участок Rail Baltica ← читать!

Название района нужно понимать в прямом смысле. Это самое высокое место Каунаса, потребовавшее даже сооружения фуникулера. Уже почти сто лет он возит людей на верхние улицы и в каком-то смысле является достопримечательностью города, но я легких путей не искал и пошел пешком:

Виды Жалякальниса практически пасторальные, провинциальные. Местами район выглядит как американская деревня в пригороде Нью-Йорка:

Но это впечатление ошибочно, потому что архитектурно Жалякальнис не имеет ничего общего с США, а похож именно на страны Балтии и северо-восток Польши. Есть деревянные и кирпичные двухэтажки, частные дома и многоквартирники:

Длинный кирпичный барак, возможно, изначально был общежитием или, скажем, лечебницей:

Есть квартальчики и очевидно советской инфильтрации, если судить по цвету и фактуре кирпича. Тем не менее, без перегибов на местах — квартальчики все такие же малоэтажные и разуплотненные.

Но главной особенностью Жалякальниса, как я уже говорил, являются конструктивистские коттеджи на 1-2 семьи. Модификаций много, никаких типовых решений, чисто насколько хватало фантазии нанятых архитекторов:

Не удивительно, что старый район в шаговой доступности от центра города привлек внимание коммерческих застройщиков после распада СССР. Очевидно, стройка в Жалякальнисе сдерживается разного рода ограничениями, как естественными (сложность консолидации земельных участков от многочисленных владельцев), так и искусственными (например, архитектурными и инженерными). Тем не менее, девелоперы ограничения преодолевают:

Крупнейший проект реализован в 2018-м году и называется Ąžuolyno Namai. Застройщик из числа местных компаний, а вот концепция, дизайн и техническое решение созданы творческой командой датского бюро LINK arkitektur. Жилой комплекс вписан в высокую точку на улице Вайжганто:

Философски это все тот же функционализм, жесткие конструктивистские формы, столь популярные в последнее время на севере Европы. Связь времен обеспечена темным клинкером, который обжигали на бельгийском предприятии.

Хотя архитектурно это более простой проект, чем белорусский Depo, но именно Depo по духу ближе всего из известных нам. Авторы Ąžuolyno Namai были поставлены в исторические рамки, они должны были не просто учесть градостроительную ситуацию Жалякальниса, но и не разорвать однородное полотно межвоенного «спального района». К слову, темный матовый клинкер был явно выбран неслучайно и по этой причине — он не слишком бросается в глаза.

Подземный паркинг:

Ąžuolyno Namai имеет закрытую территорию, накрышевые террасы и палисадники для жителей первых этажей. Дома не превышают четырех надземных уровней, то есть не доминируют над старой застройкой. Точно так же сделан Depo, который не только не выше парадной застройки центрального проспекта, но и даже немного ниже ее, чтобы комплекс не выступал над крышами в том числе на расстоянии.

Фотография с сайта ЖК:

Лаконичная светодиодная подсветка фасадов. Проектное изображение:

Коммерчески Ąžuolyno Namai был очень успешен, он полностью продан, а квартиры нечасто появляются и на вторичном рынке. Девелопер сделал правильный выбор локации, обеспечив самой историей, средой и уважительным отношением хорошие продажи с ценами заметно выше среднегородских.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎