Невероятно красиво! Через снег и стужу в июне: железной дорогой из Осло в Берген

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Концептуально поездка по Скандинавии была мной задумана осенью прошлого года. Я планировал обкатать основные железнодорожные трассы полуострова, в том числе самый протяженный маршрут Нарвик — Стокгольм и всю северную норвежскую линию от Осло до Боде. При детальном планировании от некоторых участков пришлось отказаться, а также исключить Ставангер из поездки. Однако самые лакомые куски, конечно же, были оставлены. Я не прогадал. Путешествовать по Норвегии на поездах комфортно и очень интересно. Это путешествие войдет в коллекцию моих самых кайфовых трипов, в одну обойму со Швейцарией и Новой Зеландией. Сегодня отчет об эстетически безупречной дороге Осло — Берген, наиболее холодной во всей поездке.

В Норвегии работает два оператора железных дорог. Один малоинтересен, так как обслуживает только линию из аэропорта Осло в центр столицы и полностью дублируется другим. Другой — это государственный железнодорожный перевозчик NSB, поезда которого ездят по всем действующим участкам сети (более 4000 километров). Поезда есть двух типов — пригородные с литерой R на красном фоне и межобластные Region с надписью на черном фоне. Кроме того, в Осло каждый день приходит состав из Стокгольма, но он обслуживается шведским оператором.

Особый статус у линии из норвежского города Нарвик в Швецию. Эта линия не интегрирована в общую систему дорог Норвегии и работают там исключительно шведские поезда, включая так называемый Arctic Circle Train, на котором я тоже прокатился.

В составах поездов класса Region включено два типа вагонов — обычные сидячие с «самолетными» креслами и аналог нашего купейного с отделениями на 2 и 4 пассажира. Даже если поезд ночной, это не исключает наличия сидячих вагонов. На всех маршрутах Region мне встречались вагоны-кафе.

Часть линий в Норвегии электрифицирована, часть нет. Особыми скоростями сеть похвастаться не может, наиболее быстрые участки расположены между аэропортом Осло и столицей (по ощущениям порядка 160-170 км/ч), а в остальном поезда идут не быстрее 100 км/ч, разгоняясь лишь в относительно прямых тоннелях. Увы, но радиусы кривых, продиктованные особенностями рельефа Норвегии, не дают возможность разгонять поезда до приличных значений. Впрочем, несмотря на низкие скорости и большие расстояния, пассажиров хватает — далеко не все выбирают самолет (а аэропорты в Норвегии построены буквально в каждом городке).

Центральный вокзал называется Sentralstasjon и обычно обозначается просто буквой S. Например, Oslo S, Bergen S, etc. Вокзалы зачастую совмещены с автостанциями и являются основным узлом городского транспорта. Иногда автостанция располагается в шаговой доступности.

Билеты на поезда покупаются в интернете, хотя, наверное, сделать это можно и в обычной кассе. Невозвращаемые билеты можно приобрести с солидным дисконтом, если озаботиться покупкой сильно заранее. Минимальная цена на всех межобластных направлениях составляет 249 крон (примерно 28 евро) и растет с шагом в 100 крон с приближением даты поездки. Минимальные цены можно словить за 2,5 — 3 месяца до поездки. Полная цена, как правило, существенно выше. Так, поездка из Осло в Берген будет стоить около 80 евро в одну сторону.

В интернете мне встречались сообщения пользователей о том, что в день отправления за несколько часов до поезда можно купить билет за 199 крон при наличии свободных мест, но такой цены я не вылавливал на сайте NSB ни разу.

Что ж, долгая преамбула окончена, теперь амбула.

Мой напарник по поездке Александр на платформе Oslo S на фоне пригородной электрички:

А вот это локомотив нашего межобластного:

Поезда NSB все красного цвета, иногда с серебристыми вставками. Поезда второго оператора полностью серебристые.

Межобластные вагоны с высоким полом:

Кресла всегда развернуты по ходу движения благодаря специальному поворотному механизму. Спиной вперед расположены только 4 пары кресел семейного типа.

Шаг кресел комфортный даже для таких ребят как я. Для каждой пары кресел предусмотрено три розетки 220V. На всем протяжении поездки работает вай-фай, а в Осло и пригородах столицы — даже в тоннелях. Скорость доступа в Сеть так себе, но, например, этот пост написан как раз в дороге между Тронхеймом и Бодо.

Сочетание автодороги или железной дороги и гор гарантирует максимальное эстетическое удовлетворение, и линия Осло — Берген полностью оправдывает ожидания. Именно эта линия, а также соседняя на Ставангер пересекают невысокие Скандинавские горы в самой высокой их части.

Если до этой поездки на Берген я еще прикидывал, как можно втиснуть в путешествие отдельные вылазки на туристические железки Флом и Троллстиген, то к прибытию в конечный пункт от затеи полностью отказался. Обычный пассажирский маршрут обеспечивает пассажиров самыми незабываемыми видами.

Несмотря на относительно небольшие высоты, снег на маршруте появляется почти сразу. Причем снег лежит даже там, где умудряются выживать морозоустойчивые карликовые березы. Термометр в вагоне показывает температуру +6 за окном.

Однако и в самых глухих местах есть станции, а также изредка попадаются дачные домики хуторного типа.

Поезд взбирается в самую высокую точку маршрута — перевал на высоте 1222 метров. Снега все больше, отдельные нерастаявшие льдины встречаются даже в воде. Дачи не пропадают :)

Перевал заканчивается, и поезд устремляется вниз. Сначала появляются лишайники, трава, маленькие скрюченные деревца:

Затем, по мере потепления, зелени становится все больше:

Ну а вскоре начинаются фьорды и количество домиков резко возрастает:

Поездка длится около 6,5 часов и является абсолютно must have для любителей железных дорог, а также весьма рекомендуемой для всех остальных.

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий.