В 2011-м закончило свое существование одно из старейших металлургических производств России — завод «Серп и Молот» в Москве. Его огромная территория в 60 га была отдана под застройку девелоперу «Донстрой», обязавшемуся возвести полтора миллиона квадратных метров жилой, офисной, торговой, социальной и прочей недвижимости до 2025-го года. На данный момент примерно половина этой площади уже освоена: в сладком месте Москвы, в шаговой доступности от нескольких станций метро и платформы электропоездов, на границе Центрального административного округа, растет ЖК «Символ». Это хит продаж и один из наиболее заметных комплексов комфорт-класса, так что его никак нельзя было обойти вниманием в моем цикле о жилой недвижимости российской столицы. Я сравниваю ее с идеями, реализованными в «Новой Боровой», белорусском символе жилья комфорт-класса.
Цикл: 🇷🇺 Россия. Москва и Московская область | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Москва. Остоженка — “Золотая миля” ← Читать!
◉ 02 | Москва. Район социального жилья Некрасовка ← Читать!
◉ 03 | Москва. Москва-Сити: виды из микрорайона Камушки ← Читать!
◉ 04 | Москва. Типичный спальный район ← Читать!
◉ 05 | Москва. Центральный офис Яндекса ← Читать!
◉ 06 | Москва. Гостиница Radisson Collection Украина ← Читать!
◉ 07 | Москва. Жилой комплекс Green Park ← Читать!
◉ 08 | Москва. Жилой комплекс «Ривер Парк» ← Читать!
◉ 09 | Москва. Жилой комплекс «Летний Сад» ← Читать!
◉ 10 | Москва. Жилой комплекс «Скандинавия» ← Читать!
◉ 11 | Москва. Жилой комплекс «Символ» ← сейчас открыто
◉ 12 | Москва. Жилой комплекс «Кварталы 21/19» ← Читать!
◉ 13 | Балашиха. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 14 | Волоколамск. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 15 | Воскресенск. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 16 | Голицыно. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 17 | Дедовск. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 18 | Дубна. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 19 | Жуковский. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 20 | Звенигород. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 21 | Истра. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 22 | Коломна. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 23 | Королев. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 24 | Кубинка. Главный храм ВС РФ ← Читать!
◉ 25 | Люберцы. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 26 | Ногинск. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 27 | Одинцово. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 28 | Озеры. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 29 | Орехово-Зуево. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 30 | Павловский Посад. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 31 | Раменское. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 32 | Реутов. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 33 | Ступино. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 34 | Фрязино. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 35 | Электросталь. Пешеходная прогулка ← Читать!
«Символ» проектировался поквартально несколькими бюро, местными и зарубежными. Комплекс настолько большой, что сделать его полностью в едином стиле было бы ошибкой, но определенная преемственность видна невооруженным взглядом. Кроме того, «Донстрой» заложил сквозной парк «Зеленая река» через весь «Символ», связав разные сегменты единым элементом. На сайте компании сказано, что бывшая территория «Серпа и Молота» на 40% отдана под озеленение. Сейчас русло «Реки» исполнено только частично, и я ее обязательно покажу.
Схожий элемент заложен и «А-100 девелопмент» в новом квартале «Центральный парк» «Новой Боровой»: я уже не раз подчеркивал в этом цикле, что общественная зеленая зона для жилья комфорт-класса это уже признак хорошего тона. Вообще этот сегмент недвижки интересен в первую очередь потому, что расширил традиционное представление постсоветского человека о «спальном районе», где жизнь начинается только за порогом квартиры. В «Новой Боровой» и ее аналогах жизнь начинается с пересечением границы всего жилого комплекса.
Помимо жилья «Донстрой» обязуется дополнить «Символ» двумя школами, восемью детсадами, взрослой и детской поликлиникой, офисами, торговлей, двумя фитнес-центрами и даже домом культуры с концертным залом.
Вариантов жилых помещений море — от микростудий до четырехкомнатных квартир с террасами. Есть двухуровневое жилье, есть интересные проекты под крышами высоток (в Новой Боровой тоже: например, двухуровневые квартиры и квартиры с террасами есть в «Квартал Парке», «Нескучном саду» и «Северном сиянии»). Потолки минимум 3,2 метра, что, конечно, круто неимоверно.
Самая маленькая студия в 26 метров обойдется в 122 тысячи долларов США (перевожу по курсу для удобства), соответственно, метр тянет аж на $4700. Но это студии. В двушке метр от $3400, а в самых больших квартирах и вовсе $2900. Такая цена является чуть выше среднего по московскому рынку, но в который уже раз я отмечаю сбалансированность предложений в российской столице: стоимость оправдана и расположением «Символа», и наполнением.
Хотя теперь настало время для оценки собственными глазами.
«Символ» расположен у шоссе Энтузиастов и части третьего транспортного кольца в районе станций метро «Площадь Ильича», «Римской» и «Авиамоторной». Моя логистика потребовала начала прогулки от «Ильича», и это сразу добавило неочевидных сложностей. Как и повсеместно в Москве, пешеходные связи неудобны, часто разорваны или вовсе отсутствуют — идти до «Символа» пришлось окольными путями.
На первую линию шоссе выходят практически полностью остекленные строгие объемы жилой и коммерческой застройки. Здесь «Символ» смотрится как бизнес-центр, однако это впечатление ошибочно. Офисы есть, но есть и квартиры.
Та преемственность между кварталами, о которой я говорил выше, проявляется в отдельных элементах «Символа». Например, скругленных углах и плавных линиях навесных фасадов. Застройщик даже заморочился со скругленными окнами угловых помещений. Вообще ощущение, что дизайнер черпал вдохновение в бионической эстетике вселенной «Чужого» — природа не терпит прямых углов!
Переход через шоссе:
Комплекс здесь выглядит будто незаселенным, если смотреть на него с внешней стороны.
Но во дворах есть машины и слышен шум отделочников:
Все никак не могу смириться с модой на отсутствие лоджий и балконов в новостройках Москвы. Балкон — это маленькая жизнь коротким северным летом, возможность расширять квартирное пространство до горизонта.
В целом в месте примыкания «Символа» к шоссе Энтузиастов работы только начинаются. Буквально за первой линией застройки пустое поле, освобожденная от промышленных зданий площадка:
Куда более развит комплекс на другой стороне от третьего транспортного кольца. Шоссе и кольцо пересекаются под прямым углом, в месте их скрещения сделана большая развязка, за которой ТТК почти сразу ныряет в Лефортовский тоннель. Благодаря такой конструкции «Символ» в итоге станет единым целым, но…
Я не нашел перехода через кольцо и двинулся в сторону тоннеля, надеясь найти тропку поверху. Увы, тротуар тупо приводит к порталу подземной дороги и делай что хочешь :)
Благодаря картам Яндекса удалось найти обход, но он занял бы добрых полчаса времени, так что сел на трамвай и проехал через развязку на нем.
В этом моменте вернусь к «Новой Боровой». В расположении рядом с крупными автомагистралями и ближе к центру, конечно, есть свои плюсы, но минусов тоже хватает. Например, «Символ» ограничен максимально загруженными скоростными улицами, источниками шума и грязи, а также естественными преградами, превращающими район в замкнутое пространство в плохом смысле этого слова. Жизнь в отдалении от центра определенно имеет свои преимущества, хотя это вопрос личных приоритетов.
В «Символе» некоторые дома заселены уже несколько лет, некоторые сдались совсем недавно. Наиболее обжита внутриквартальная улица Сергея Крузенштерна.
Внутреннее простанство оставлено под ту самую «Зеленую Реку» — вытянутый сквер, уложенный как будто в естественное русло, углубление:
Навесы для ползучих растений:
Детские площадки и ЗОЖ:
Велодорожка:
Надо сказать, идея с «Зеленой Рекой» отличная. В условиях ограниченного пространства архитектор создал иллюзию действительно «текучей» парковой плоскости, позволяющей мозгу как бы вынести за скобки берега-дома и не обращать на них внимание. Не преувеличу — очень понравилось.
Благодаря углублению появилась возможность сделать автомобильные связи в разных уровнях. Вот, например, мостик, позволяющий переехать от одного «берега» к другому:
Трепетное отношение девелоперов к дворам без машин мне прямо по душе. За что я люблю «Новую Боровую», так это за свободу от автомобилей, остающихся за периметром внутренних пространств, превратившихся таким образом из места хранения имущества в место для жизни. Если вам никогда не доводилось бывать в таком дворе, не поленитесь подъедьте и посмотрите сами.
Деревья в гигантских бетонных кадках:
Межквартальный проезд:
В общем, «Символ» не зря хорошо продается даже с уровнем цен выше среднего. Его главный минус в расположении рядом с людоедскими магистралями ТТК и шоссе Энтузиастов. Территория же бывшего завода использована со знанием дела.