Савеловский вокзал Москвы отправляет на север полторы сотни поездов в сутки, но среди них уже давно нет ни одного дальнего, только электрички. Самые-самые из них уходят на 129 километров до станции Савелово, откуда начинается так называемая Савеловская магистраль, альтернативный неэлектрифицированный путь до Петербурга болотами Тверской и Новгородской областей. Собственно, и Тверская область начинается тоже отсюда, от станции Савелово в городке Кимры. Городок чисто водораздел: вот чувствовалось притяжение очень большого города, а вот тишайшая глухомань, где время остановилось сто лет назад. На юг убегает модная красивая быстрая электричка, на север со скрипом трогается два вагончика с локомотивом, который иногда называют «кукушкой». Тут, в Кимрах, разруха и красота рука об руку.
Цикл: 🇷🇺Россия. Центральный федеральный округ | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Смоленск. Цены на белорусские продукты. Разница цен на одинаковые товары в Смоленске и Минске ← Читать!
◉ 02 | Смоленск. Пешком вокруг кремля ← Читать!
◉ 03 | Смоленск. Состояние спальных районов: благоустройство, уплотнения, инфраструктура ← Читать!
◉ 04 | Смоленск. Катыньский мемориал ← Читать!
◉ 05 | Велиж. Бывший белорусский город ← Читать!
◉ 06 | Демидов. Русская глубинка как она есть ← Читать!
◉ 07 | Десногорск. Образцовый атомоград при САЭС ← Читать!
◉ 08 | Рославль. Третий по величине город области ← Читать!
◉ 09 | Дорогобуж. Самый депрессивный райцентр ← Читать!
◉ 10 | Сафоново. Шахтерский город без шахт ← Читать!
◉ 11 | Вязьма. Город как иллюстрация типичной русской провинции ← Читать!
◉ 12 | Ярцево. Город-комсомольская стройка ← Читать!
◉ 13 | Сычевка. Место рождения Днепра ← Читать!
◉ 14 | Пешком по городам России. Починок ← читать!
◉ 15 | Пешком по городам России. Рудня ← читать!
◉ 16 | Брянск. Парадная часть города ← Читать!
◉ 17 | Брянск. Растворившийся город Бежица ← Читать!
◉ 18 | Брянск. Разница в цене на недвижимость с Гомелем ← Читать!
◉ 19 | Сураж. Обслуживание российского райцентра БЖД ← Читать!
◉ 20 | Климово. Поездка по глухой железнодорожной ветке ← Читать!
◉ 21 | Клинцы. Пышный уездный центр ← Читать!
◉ 22 | Новозыбков. Российский город, в котором слышишь белорусскую речь ← Читать!
◉ 23 | Унеча. Не чужой нам райцентр! ← Читать!
◉ 24 | Дятьково. Хрустальный город ← Читать!
◉ 25 | Фокино. Моногород при цементном заводе-гиганте ← Читать!
◉ 26 | Тверской Морозовский городок, Двор Пролетарки, место рождения Михаила Круга ← читать!
◉ 27 | Прогулка по центру Твери ← читать!
◉ 28 | Бологое. Дыра между Ленинградом и Москвой ← Читать!
◉ 29 | Осташков. Утерянная красота когда-то роскошного города ← Читать!
◉ 30 | Жарковский. Самый медленный поезд России ← Читать!
◉ 31 | Жарковский. Забытый богом поселок в Тверской области ← Читать!
◉ 32 | Западная Двина. Пешком по городам России ← Читать!
◉ 33 | Зубцов. Пешком по городам России ← Читать!
◉ 34 | Ржев. Блеск и нищета города на Волге ← Читать!
◉ 35 | Конаково. Пешком по городам России ← Читать!
◉ 36 | Почти подмосковные Кимры. Красота и разруха вместе ← сейчас открыто
◉ 37 | Затопленный Калязин, колокольня посреди озера ← читать!
◉ 38 | Эталонная русская глухомань: Бежецк ← читать!
◉ 39 | Эталонная русская тоска: Красный Холм ← читать!
◉ 40 | Супермедленная железная дорога в Весьегонск ← читать!
◉ 41 | Нежный Вышний Волочек. Мог бы быть звездой! ← читать!
◉ 42 | Застывший во времени Лихославль на дороге Москва — Петербург ← читать!
◉ 43 | Пока самое красивое, что я видел в России: Торжок ← читать!
◉ 44 | Владимир. Центр ← читать!
◉ 45 | Владимир. Деревянные трущобы ← читать!
◉ 46 | Рязань. Жаркий день в центре ← читать!
◉ 47 | Рязань. Микрорайон с говорящим названием Кальное ← читать!
◉ 48 | Сухиничи. Благоустройство малых городов по-российски ← Читать!
◉ 49 | Киров. Город с очень плохим воздухом ← Читать!
◉ 50 | Людиново. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 51 | Древний Углич — точка расширенного «Золотого кольца» ← читать!
Кимры на карте:
На станции Савелово заканчивается электрификация, сделанная специально для пригородных электричек. Если на линию выходит грузовой состав, то он сразу ведется тепловозом, так как сменить здесь локомотив негде и нечем.
А так выглядит поезд Савелово — Калязин — Углич, на котором я отправлюсь дальше по своему маршруту:
Домик железнодорожника:
Кимры и Москва были соединены рельсами в начале XX века, но станция расположилась в деревне Савелово на правом берегу Волги, в то время как город на левом. Деревни уже нет, она стала частью города, хотя сохранилась в топонимах, в том числе в названии московского вокзала и станции метро.
На левом берегу теперь многоэтажки и почему-то пассажирский самолет на постаменте. Мутность фотографий объясняется внезапно налетевшим очень мелким и очень густым дождем:
В город перекинут автомобильный мост, первый по течению Волги вниз от Твери. Река, грубо говоря, только «началась», а мостов уже мало. Большая река…
Я смотрел город от обратного, то есть взял такси и заехал в самую дальнюю интересующую меня точку, а оттуда пошел в центр пешком. Этой точкой выступил исторический Спасо-Преображенский собор начала того же XX века. Люблю неорусский стиль, люблю узорочье, угадывающееся здесь в виде цитат на старинные церкви:
В центр ведет улица Урицкого, по окраинам застроенная двухэтажными бревенчатыми бараками, чрезвычайно распространенными в России на всей территории за исключением юга:
Впрочем, вскоре они исчезают, уступая место каменным строениям. Поначалу силикатным пятиэтажкам советского периода, а после особнякам и доходным домам дореволюционного.
Торговый дом «Савушкин» в роскошных модерновых экстерьерах:
У соседнего строения красоты больше не разглядеть. Кимры ветшают:
Внезапно — ЦУМ. Причем с тем же шрифтом, что и оригинальный московский. Удивительно, но ЦУМы иногда встречаются в российской провинции, только не вспомню, где уже видел. То ли в Озерах, то ли в Рославле, то ли в Сычевке…
А это здание власти. В тамошней глубинке слуги народа частенько заседают в жутковатых зданиях, не знавших ремонта десятки лет. Можно было ожидать прямо противоположной картины на фоне общей разрухи, но нет.
Улица подходит к историческому ядру Кимров, здания подрастают еще на этаж-два, но разрухи, кажется, даже больше. Полностью задрапированными стоят руины некогда пышного гостиного двора.
Повернул на Кирова, судя по карте, обещавшей еще что-нибудь интересное из прошлого.
Мощности каменного ядра Кимров так мало, что буквально в ста метрах домики вновь становятся деревянными, хотя красота с них слетает не сразу. Мило:
А это красиво, потому что модерн в дереве большая редкость:
Эркер из кругляка. Где такое еще увидишь?
Подъезд был открыт, поэтому я зашел:
Прошел немного еще и по Володарского. Она лежит за пределами общественного центра города, так что здания пусть и старые, но без прошлой красоты:
Неплохой город, если не смущает запустение. Люблю такое сочетание безвозвратно ушедшего, но еще сохраняющего следы.