В Минске тоже было что-то похожее: еще в 30-х годах в нескольких километрах на юго-восток от тогдашней границы города (она проходила в районе Червенского рынка) начал расти поселок при авторемонтных военных мастерских. Во время оккупации на их базе был построен завод, затем он стал всем известным МАЗом и в, общем, об этом написано уже миллион статей. Только на аэрофотосъемке 1964-го года видно, что поселок наконец слился с основной территорией города, пробившейся к нему широкой магистралью Партизанского проспекта. Даже сейчас, проезжая около станции метро «Автозаводская», невооруженным глазом видно, насколько этот квартал архитектурно отличается от соседних — он вообще другой в силу своего появления несколькими десятилетиями раньше. Но это город и поселок. У наших восточных соседей в 1956-м году произошло куда более мощное слияние — почти стотысячный город Бежица вошел в состав равнозначного ему стотысячного Брянска, образовав крупнейший район областного центра. Соцгород с яркой пышной застройкой центральных улиц, роскошным вокзалом, рынком и, конечно, многочисленными предприятиями, по-прежнему кардинально отличается от прочих районов. И по-прежнему крупнейший «донор» населения — в 400-тысячном Брянске 150 тысяч душ живет в Бежице. Плотная прогулка по залитым июльским солнцем улицам!
Цикл: 🇷🇺Россия. Центральный федеральный округ | Оглавление
Развернуть
Регион: Белгородская область
◉ Старый Оскол. Купеческий центр промышленного моногорода ← Читать!
Регион: Брянская область
◉ Брянск. Парадная часть города ← Читать!
◉ Брянск. Растворившийся город Бежица ← сейчас открыто
◉ Брянск. Разница в цене на недвижимость с Гомелем ← Читать!
◉ Сураж. Обслуживание российского райцентра БЖД ← Читать!
◉ Климово. Поездка по глухой железнодорожной ветке ← Читать!
◉ Клинцы. Пышный уездный центр ← Читать!
◉ Новозыбков. Российский город, в котором слышишь белорусскую речь ← Читать!
◉ Унеча. Не чужой нам райцентр! ← Читать!
◉ Дятьково. Хрустальный город ← Читать!
◉ Фокино. Моногород при цементном заводе-гиганте ← Читать!
Регион: Владимирская область
◉ Владимир. Центр ← читать!
◉ Владимир. Деревянные трущобы ← читать!
Регион: Воронежская область
◉ Воронеж. Мощный центр ← читать!
◉ Воронеж. Район Сектор Газа и родные места Хоя ← читать!
Регион: Калужская область
◉ Калуга. Обстоятельная прогулка ← Читать!
◉ Сухиничи. Благоустройство малых городов по-российски ← Читать!
◉ Киров. Город с очень плохим воздухом ← Читать!
◉ Людиново. Пешеходная прогулка ← Читать!
Регион: Курская область
◉ Курск. Разношерстный теплый город ← Читать!
Регион: Липецкая область
◉ Липецк. Просто один огромный спальный район ← Читать!
◉ Елец. Душеспасительной красоты провинция ← Читать!
Регион: Орловская область
◉ Орел. Еще одна обстоятельная прогулка ← читать!
Регион: Рязанская область
◉ Рязань. Жаркий день в центре ← читать!
◉ Рязань. Микрорайон с говорящим названием Кальное ← читать!
Регион: Смоленская область
◉ Смоленск. Цены на белорусские продукты. Разница цен на одинаковые товары в Смоленске и Минске ← Читать!
◉ Смоленск. Пешком вокруг кремля ← Читать!
◉ Смоленск. Состояние спальных районов: благоустройство, уплотнения, инфраструктура ← Читать!
◉ Смоленск. Катыньский мемориал ← Читать!
◉ Велиж. Бывший белорусский город ← Читать!
◉ Демидов. Русская глубинка как она есть ← Читать!
◉ Десногорск. Образцовый атомоград при САЭС ← Читать!
◉ Рославль. Третий по величине город области ← Читать!
◉ Дорогобуж. Самый депрессивный райцентр ← Читать!
◉ Сафоново. Шахтерский город без шахт ← Читать!
◉ Вязьма. Город как иллюстрация типичной русской провинции ← Читать!
◉ Ярцево. Город-комсомольская стройка ← Читать!
◉ Сычевка. Место рождения Днепра ← Читать!
◉ Пешком по городам России. Починок ← читать!
◉ Пешком по городам России. Рудня ← читать!
Регион: Тамбовская область
◉ Тамбов. Хмурый день в центре. Неожиданно душевно! ← читать!
◉ Тамбов. Все крупные храмы города ← читать!
◉ Мичуринск. Атмосферная русская глубинка ← читать!
Регион: Тверская область
◉ Тверской Морозовский городок, Двор Пролетарки, место рождения Михаила Круга ← читать!
◉ Прогулка по центру Твери ← читать!
◉ Бологое. Дыра между Ленинградом и Москвой ← Читать!
◉ Осташков. Утерянная красота когда-то роскошного города ← Читать!
◉ Жарковский. Самый медленный поезд России ← Читать!
◉ Жарковский. Забытый богом поселок в Тверской области ← Читать!
◉ Западная Двина. Пешком по городам России ← Читать!
◉ Зубцов. Пешком по городам России ← Читать!
◉ Ржев. Блеск и нищета города на Волге ← Читать!
◉ Конаково. Пешком по городам России ← Читать!
◉ Почти подмосковные Кимры. Красота и разруха вместе ← читать!
◉ Затопленный Калязин, колокольня посреди озера ← читать!
◉ Эталонная русская глухомань: Бежецк ← читать!
◉ Эталонная русская тоска: Красный Холм ← читать!
◉ Супермедленная железная дорога в Весьегонск ← читать!
◉ Нежный Вышний Волочек. Мог бы быть звездой! ← читать!
◉ Застывший во времени Лихославль на дороге Москва — Петербург ← читать!
◉ Пока самое красивое, что я видел в России: Торжок ← читать!
Регион: Тульская область
◉ Тула. Гулять специально в тех местах, где красиво не для всех ← читать!
◉ Новомосковск. Ранний соцгород, столица Мосбасса ← читать!
◉ Узловая. Город железнодорожников и участок Новомосковского кольца старейшей городской электрички СССР ← читать!
◉ Кимовск. Безликая агломерация Подмосковного угольного бассейна ← читать!
◉ Донской. Грустный шахтерский городок ← читать!
Регион: Ярославская область
◉ Древний Углич — точка расширенного «Золотого кольца» ← читать!
Как это обычно бывает, все началось с железной дороги. Сначала появились рельсы, потом вырос пристанционный поселок, затем он был выбран как база для строительства сталелитейного производства и паровозостроительного завода. Все это происходило еще в XIX веке — тогда до «основного» Брянска было несколько километров пути, включая переправу через реку. Частное предприятие при советской власти, понятно, стало «народным» и превратилось в крупнейшее промышленное предприятие области, успешно работающее и поныне — Брянский машиностроительный завод. Его наиболее известная продукция предназначена для железки: это маневровые локомотивы семейства ТЭМ и магистральные грузовые тепловозы семейства 2ТЭ25, грузовые вагоны, дизельные двигатели.
Кроме того, в Бежице были построены и другие предприятия, в частности легкой и пищевой промышленности, чтобы было чем заняться женам суровых сталеваров. Разумеется, для промышленного центра полагались не только цеха, но и особенная жилая среда, объекты соцкультбыта, спортивные сооружения. Бежица, похоже, была одним из так называемых соцгородов, особенных населенных пунктов, являвших светлое социалистическое будущее — как, например, Новый Харьков при тракторном заводе.
Но в 1956-м году город исчез, официально войдя в состав Брянска отдельным районом. Это было практически равноценное слияние с точки зрения населенности двух соседей, но областной центр по старшинству забрал право сохранить свое название, а Бежица, просуществовавшая в качестве города только 31 год, это право потеряла.
Интересно, что по прошествии уже 65 лет Брянск продолжает «переваривать» соседа, прорастая в него все новыми связями — улицами, транспортными маршрутами и, конечно, непрерывной застройкой. Огромные пустыри в пойме Десны, разделявшие их, по-прежнему не полностью освоены.
У Бежицы есть свой вокзал и станция Орджоникидзеград. Так город назывался всего несколько лет и был переименован обратно сразу после освобождения от оккупации.
Вот, кстати, продукция БМЗ — на переднем плане ТЭМ18ДМ, дальше стоят 2ТЭ25. Эта техника в Беларусь не закупается, но магистральные тепловозы доезжают до Гомеля с грузовыми составами.
На привокзальную площадь пробрался абсолютно всратый торговый центр, облепленный рекламными баннерами с ног до головы. Подобное издевательство над городом и человеческими душами нам не понять, а в России оно повсеместно:
Куда интереснее павильоны местного рынка, сохранившиеся с большего в первозданном виде — на фронтоне видны цифры 1960 и серп с молотом. Да, это уже после присоединения Бежицы к Брянску, однако проект, наверняка, из эпохи самостоятельной единицы.
Еще один павильон дальше по улице Ульянова, думаю, уже более поздний, однако архитектор сохранил преемственность при помощи аркады. Правда, теперь попробуй еще те аркады рассмотри в старых зданиях (но это реально — присмотритесь):
В районе сохранилось два ярко отличающихся архитектурой массива жилья, относящихся к эпохе отдельного города. Один из них прилегает к сталелитейному заводу (теперь «Бежицкая сталь») и имеет главной улицу Ульянова, другой к машиностроительному и его главная магистраль носит имя XXII съезда КПСС, господи прости.
«Пустоты» между ними заполнены бесконечными проулками частного сектора и кварталами-уплотнениями поздней застройки. Кроме того, вкрапления и хрущевской, и брежневской застройки есть даже в стилистически целостных массивах довоенной и послевоенной Бежицы
Вот, например, улица Ульянова около сталелитейного предприятия:
Типовая баня как десятки бань по Беларуси и даже баня №9 на Автозаводе в Минске:
Но найти красоту соцгорода из прошлого не составляет никакого труда. Четная сторона улицы:
Явный признак старорежимных понятий о квартальной застройке — столбы для ворот, закрывавших когда-то внутренние дворы и проезды от пришлых. Сейчас блокированные кварталы вышли из моды.
Комплектация многоквартника дополнена бомбоубежищем или же просто общественным погребом. Все же склоняюсь к первому:
Дома, конечно, обросли рекламой, аляповатыми витринами, потеряли родное остекление и двери, но все еще смотрятся неплохо:
Многие из них имеют эркеры, что часто было признаком особенно торжественной части города (например, у вокзала в Минске или на главном проспекте). Однако Бежица была лишь уездным, а после районным центром — повышенная пышность ей полагалась по статусу промышленного сердца области.
Местами же многоэтажки и вовсе довоенные. Вот эта — скорее всего:
А эта точно:
Интересно проследить, что при всем внимании к качеству жилья, строители все-таки экономили. Штукатурка на зданиях иногда только до половины высоты — дальше голый силикатный кирпич:
Важный перекресток Ульянова и Молодой Гвардии — здесь стены закрыты по полному бюджету:
Уплотнение из нулевых:
А здесь, видимо, вообще дореволюционная эпоха:
В кустах нашлась также ткачиха, символизирующая незримое присутствие Брянского камвольного комбината где-то рядом :) Сушествует он и по сей день, выпускает продукцию под торговой маркой «Руслана», но также обшивает различные силовые и несиловые ведомства России.
Массив многоквартирной застройки ближе к машиностроительному заводу выглядит по всем параметрам проще. Он начинается прямо от вокзала и выходящая от вокзала улица 3-го Интернационала частично вообще двухэтажная, напоминающая о первых постройках Бежицы, тогда еще станционного поселка.
Многоэтажкам же даже никакой штукатурки, максимум краской по голому кирпичу:
Несколько торжественней квартал становится вблизи главной своей улицы имени XXII съезда КПСС (том самом, где постановили выносить Сталина из мавзолея, а также пообещали текущему поколению жизнь при коммунизме). Наиболее важная точка, конечно, дворец культуры БМЗ:
Жилье трудящихся:
Лицей №2:
Корпуса Брянского государственного технического университета:
Как это часто бывает, за торжественной частью советского соцгорода была неторжественная, настоящая. В минском поселке Автозавода с огромным трудом была расселены ужасные бараки на Одесской и прилегающих улицах, а в Бежице — не расселены. В стране, где все были равны, некоторые более ровные граждане жили в домах с эркерами, а другие в одноэтажках без удобств.
Ну или двухэтажках с удобствами :)
По мере роста района и внедрения хрущевских лекал упрощения, удешевления и экономной экономики Бежица потеряла свое лицо, расширяясь уже всем привычными панелями с клетушками-комнатушками и кухнями на полтора гражданина:
И даже ее новое лицо на въезде с основной части Брянска — все это уже не то, что раньш было!