В межвоенное время у советов было особенное увлечение — строить так называемые «социалистические города». Их особенностью была полная самодостаточность: населению выделялся крупный завод для обточки болванок от звонка до звонка, огромная территория застраивалась типовым жильем, объектами соцкультбыта и спортивными сооружениями. В крупных соцгородах открывались свои кинотеатры, библиотеки, больницы, а до определенного времени архитекторы угорали по домам-комбинатам — без кухонь и ванн, а с централизованной системой кормежки и умывания. Даже в череде самых безумных проектов соцгородов СССР Новый Харьков стоял особняком. В нем задумали расселить более 100 тысяч (!) людей, обеспечив их вообще всем, чем только можно — даже театром оперы. Вмешалась война, соцгород в основном строился уже после окончания оккупации и по «сталинским» лекалам. Но все равно стал местом примечательным, таким, ради которого не грех сгонять на окраину и посмотреть все своими глазами. Новый Харьков ныне называется поселком Харьковского тракторного завода, который вроде бы еще дышит…
Цикл: 🇺🇦 Украина. Левобережье | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Чернигов. Вареничная «Балувана Галя» ← Читать!
◉ 02 | Чернигов. Прогулка по центру ← Читать!
◉ 03 | Чернигов. Запущенные окраины ← Читать!
◉ 04 | Семеновка. Самый северный город Украины ← Читать!
◉ 05 | Нежин. Огуречная столица Украины ← Читать!
◉ 06 | Прилуки. Сигаретная столица Украины ← Читать!
◉ 07 | Сумы. Сравнение цен на продукты в украинском и белорусском супермаркете ← Читать!
◉ 08 | Сумы. Экспериментальный район Девятка на намывных землях ← Читать!
◉ 09 | Шостка. Железная дорога для одного поезда Семеновка — Шостка ← Читать!
◉ 10 | Лебедин. Поезд «кукушка» по глухой ветке ← Читать!
◉ 11 | Харьков. Фастфуд «Крылья» ← Читать!
◉ 12 | Харьков. Площадь Свободы. Госпром ← Читать!
◉ 13 | Харьков. Пышный сталинский центр ← Читать!
◉ 14 | Харьков. Трэш-район Москалевка ← Читать!
◉ 15 | Харьков. Единственная в СССР трехуровневая железнодорожная развязка ← Читать!
◉ 16 | Харьков. Идеальный соцгород, поселок тракторного завода ← сейчас открыто
◉ 17 | Харьков. Цены в «Пузатой Хате» в сравнении с белорусским «Лидо» ← Читать!
◉ 18 | Красноград. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 19 | Днепр. Прогулка по центру ← Читать!
◉ 20 | Днепр. Микрорайоны Тополь. Малоизвестная трагедия размыва балки и обрушения домов ← Читать!
◉ 21 | Днепр. Никому не нужное метро ← Читать!
◉ 22 | Днепр. Микрорайон Нижнеднепровск-Узел. Самый плохой район города ← Читать!
◉ 23 | Кривой Рог. Поход по отвалам Кривбасса. Индустриальная красота ← Читать!
◉ 24 | Кривой Рог. Несостоявшийся метрополитен — подземный трамвай ← Читать!
◉ 25 | Кривой Рог. Микрорайон Квартал 95 ← Читать!
◉ 26 | Покров. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 27 | Пятихатки. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 28 | Запорожье. Остров Хортица, ДнепроГЭС, центральный проспект ← Читать!
◉ 29 | Запорожье. Жуткий микрорайон Кичкас ← Читать!
◉ 30 | Запорожье. Запущенный микрорайон Южный ← Читать!
◉ 31 | Веселое. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 32 | Херсон. Неожиданно классный центр ← Читать!
◉ 33 | Херсон. Микрорайон Корабел на речном острове ← Читать!
◉ 34 | Николаев. Прогулка по центру города ← Читать!
◉ 35 | Николаев. Микрорайон Намыв с собственным пляжем ← Читать!
◉ 36 | Александрия. Живые ЛиАЗ-677 ← Читать!
◉ 37 | Кременчуг. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 38 | Полтава. Два одинаковых обеда в «Хинкальне» — в Украине и Беларуси ← Читать!
◉ 39 | Полтава. Прогулка по центру ← Читать!
Я приехал к поселку на трамвае — его остановка расположена напротив центральной проходной Харьковского тракторного, а путь проложен вдоль многочисленных цехов предприятия-гиганта. Выглядит ХТЗ удручающе, настолько, что я даже принялся гуглить, работает ли завод.
Какая-никакая жизнь есть в здании заводоуправления:
А в остальном цеха на вид как коворкинги:
Зато весна.
Состояние предприятия очень печальное, увы.
Прямо напротив центральной проходной — между поселком и заводом — расположена станция метро «Тракторный завод».
Изначально поселок и тракторный завод должна была разделять широченная зеленая полоса-парк. Сейчас от нее мало что осталось, практически вся она пошла под застройку. Застройка типичная для эконом-класса.
А вот это одна центральных улиц Нового Харькова — проспект архитектора Алешина. Да, не ожидаемо многополосная, а узкая улочка, подошедшая бы небольшому военному городку. И не скажешь, что проспект.
Проспекты и улицы пересекаются под прямым углом, образовывая «гнезда» застроек, иногда перемежающиеся общественно значимыми объектами. Весь поселок посажен так, чтобы жители его получали максимальное количество часов солнечного сияния.
В поселке особенно выделяется два дома — на улице Мира, 20 и улице Бибика, 19. Собственно, это два соседних «гнезда». Дома эти являются самыми большими во всем Новом Харькове и, как и мечтали архитекторы тех лет, полностью самодостаточными.
Построены уже после войны.
Задние фасады обоих домов оставлены без штукатурки. Хорошо видно, что архитектура зданий еще не лишилась характерных для межвоенки черт.
Весь первый этаж отдан здесь под магазины и присутственные места. Внутри — гигантский двор для трудящихся и их детей.
Посередине «гнезд», в которых стоят упомянутые дома, — детский сад. Заброшен.
Ландау, один из нобелевских лауреатов, имеющих отношение к Харькову (работал на кафедре ХНУ). Как и многие приличные советские ученые тех лет, немного отсидел за «антисоветскую деятельность».
Дом №19 по улице Бибика, второй дом-гигант поселка ХТЗ:
В соцгороде, конечно, предусмотрены были и общественные зоны — парки, скверы, бульвары. В Тракторозаводском сквере стоит памятник первому трактору ХТЗ — 32-сильной машине, какие я видел только в довоенных фильмах про радости коллективизации.
Вид на дом-гигант от трактора:
Вокруг сквера несколько школ разных архитектурных эпох, а центральное место отдано дворцу культуры детей, чей любопытный фасад я каким-то магическим образом на сфотографировал.
Разумеется, в стране, где все были равны, получались люди более ровные и менее. Кто-то жил в домах с колоннами, другим доставались двухэтажки барачного типа с удобствами на дворе. Такие тоже есть в Новом Харькове, прекрасном городе социалистического будущего :)
Ну а с наступлением эпохи экономной экономики поселок ХТЗ стал массово прирастать хрущевками обычно-затрапезного вида.
Пожалуй, еще стоит из моей прогулки по соцгороду показать больницу №25, ставшую городской уже значительно позже, а изначально относившейся к ведомству тракторного завода. Все здания с колоннами хороши как ни крути!
Все, я выжал из суток в Харькове все, на что был способен.