В мире немало удивительных мест и одно из таких мест — это железная дорога Семеновка — Новгород-Северский — Шостка, соединяющая Черниговскую и Сумскую области. Это магистраль еще имперских времен, и в своем первоначальном виде даже в столь медвежьем углу она явно имела побольше смысла, пропуская поезда напрямую из Новозыбкова Брянской области на юг. В войну был разрушен технически сложный и дорогой мост через Десну, затем случился распад СССР, возникла граница. В общем, линия была очевидно приговорена, но внезапно в 90-х в магистраль полились деньги: станциям отгрохали огромные пустые вокзалы, в самые бедные годы восстановили мост и все ради одного поезда в сутки. Ну и Леонида Даниловича Кучмы, конечно. Он-то из этих мест. Поехали!
Цикл: 🇺🇦 Украина. Левобережье | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Чернигов. Вареничная «Балувана Галя» ← Читать!
◉ 02 | Чернигов. Прогулка по центру ← Читать!
◉ 03 | Чернигов. Запущенные окраины ← Читать!
◉ 04 | Семеновка. Самый северный город Украины ← Читать!
◉ 05 | Нежин. Огуречная столица Украины ← Читать!
◉ 06 | Прилуки. Сигаретная столица Украины ← Читать!
◉ 07 | Сумы. Сравнение цен на продукты в украинском и белорусском супермаркете ← Читать!
◉ 08 | Сумы. Экспериментальный район Девятка на намывных землях ← Читать!
◉ 09 | Шостка. Железная дорога для одного поезда Семеновка — Шостка ← сейчас открыто
◉ 10 | Лебедин. Поезд «кукушка» по глухой ветке ← Читать!
◉ 11 | Харьков. Фастфуд «Крылья» ← Читать!
◉ 12 | Харьков. Площадь Свободы. Госпром ← Читать!
◉ 13 | Харьков. Пышный сталинский центр ← Читать!
◉ 14 | Харьков. Трэш-район Москалевка ← Читать!
◉ 15 | Харьков. Единственная в СССР трехуровневая железнодорожная развязка ← Читать!
◉ 16 | Харьков. Идеальный соцгород, поселок тракторного завода ← Читать!
◉ 17 | Харьков. Цены в «Пузатой Хате» в сравнении с белорусским «Лидо» ← Читать!
◉ 18 | Красноград. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 19 | Днепр. Прогулка по центру ← Читать!
◉ 20 | Днепр. Микрорайоны Тополь. Малоизвестная трагедия размыва балки и обрушения домов ← Читать!
◉ 21 | Днепр. Никому не нужное метро ← Читать!
◉ 22 | Днепр. Микрорайон Нижнеднепровск-Узел. Самый плохой район города ← Читать!
◉ 23 | Кривой Рог. Поход по отвалам Кривбасса. Индустриальная красота ← Читать!
◉ 24 | Кривой Рог. Несостоявшийся метрополитен — подземный трамвай ← Читать!
◉ 25 | Кривой Рог. Микрорайон Квартал 95 ← Читать!
◉ 26 | Покров. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 27 | Пятихатки. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 28 | Запорожье. Остров Хортица, ДнепроГЭС, центральный проспект ← Читать!
◉ 29 | Запорожье. Жуткий микрорайон Кичкас ← Читать!
◉ 30 | Запорожье. Запущенный микрорайон Южный ← Читать!
◉ 31 | Веселое. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 32 | Херсон. Неожиданно классный центр ← Читать!
◉ 33 | Херсон. Микрорайон Корабел на речном острове ← Читать!
◉ 34 | Николаев. Прогулка по центру города ← Читать!
◉ 35 | Николаев. Микрорайон Намыв с собственным пляжем ← Читать!
◉ 36 | Александрия. Живые ЛиАЗ-677 ← Читать!
◉ 37 | Кременчуг. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 38 | Полтава. Два одинаковых обеда в «Хинкальне» — в Украине и Беларуси ← Читать!
◉ 39 | Полтава. Прогулка по центру ← Читать!
В общем, чего я приперся в Семеновку ценой потери своей прекрасной банковской карты в жерле «Приватбанка»? Конечно, чтобы покататься по железной дороге.
Именно Семеновка является конечной станцией на бывшем так называемом Новозыбковском пути. После войны мост через Десну не восстановили, линия стала тупиковой — начиналась в Новозыбкове и заканчивалась в Новгород-Северском.
Затем распался СССР. Ветка более или менее работала, так как оставалась под управлением Московской железной дороги — в ходу был ежедневный поезд Москва — Новгород-Северский. В 94-м участок все же передали Юго-Западной дороге и уже в 97-м трансграничное движение прекратилось: сначала пассажирское, затем редкое грузовое, а после 15 километров полотна между Семеновкой и российским поселком Климово на той стороне разобрали.
Причем тут Кучма? Говорят, именно по протекции второго президента Украины в мягко говоря непростые 90-е был восстановлен мост через Десну ради спасения ветки. Я отрисовал на карте красным участки, которые всегда оставались действующими, серым разобранный кусок некогда единой дороги, зеленым восстановленный — остававшийся разрушенным после Второй мировой вплоть до 1995-го года.
Нагулявшись вдоволь по Семеновке я побрел на окраину города, где расположен вокзал. Места максимально безлюдные и дикие — поначалу даже не верилось, что тут есть жизнь. Но вот станция, пути:
На станции построены две широкие платформы для приема пассажирских поездов, хотя сюда никогда не приедет два пассажирских поезда одновременно. Еще в двухтысячных были в ходу прицепные вагоны Семеновка — Москва, однако они цеплялись к обычному пригородному составу до Шостки. Когда-то я проехал в том «московском» вагоне от Новгород-Северского до Брянска в одной из своих давних краеведческих покатушек.
А вот это двухэтажный вокзал, выглядящий здесь максимально космически — своей новизной, размерами и бессмысленностью. Даже в самых смелых планах не шла речь о восстановлении сквозного движения в Россию и уж точно не было планов из Семеновки делать Нью-Васюки. По линии всегда ходил один-единственный поезд за исключением короткого периода в 90-х, когда с одной стороны ползал украинский пригород, а с другой московский пассажирский — правда, скрещивались они не в Семеновке.
Кучма родился в Новгород-Северском районе совсем недалеко отсюда. Бывший президент, как видно, любит свою малую родину и не пожалел ей отгрохать такой красоты :)
Расписание:
Внутри тепло, сухо, но пусто. На втором этаже есть даже комнаты отдыха, можно заночевать.
К прибытию поезда приехали таксисты, планировавшие собрать урожай из пассажиров. Да, идти в городок отсюда далековато, тем более погода была морозной и ветреной.
На удивление из Шостки приурчал старенький рижский ДР1А. Не так и много их осталось в Украине.
Еще раз удивиться мне пришлось, когда к поезду стали собираться люди. Немного, но уехал состав не с одним только мной.
Поезд едет до Шостки 2,5 часа, преодолевая 89 километров и 13 остановок. Из всех остановок станций с путевым развитием (не считая начальную и конечную) всего три: Углы-Завод, Новгород-Северский и Пироговка. Линия петляет по склонам оврагов, поезд неспешно поскрипывает, остановки как одна выглядят полузаброшенными (снимки остановок от railwayz.info):
Отдельно выделяется станция в городе Новгород-Северский, это такой же безумно бессмысленный огромный вокзал все с тем же трафиком, что и в Семеновке — один поезд в день туда и один обратно.
Новгород-Северский был тупиковой станцией на протяжении 50 лет, пока Кучма не приказал восстановить мост через Десну. Я уже не раз писал, что мост сложный, теперь постараюсь показать.
Остановочный пункт «31-й километр»: отсюда начинается спуск в пойму Десны:
На опорах закреплено более полукилометра полотна, причем русло реки в летний период занимает лишь 100 метров. Сложность сооружения именно в том, что Десна в паводок умеет широко разливаться.
Переезд по мосту — это почти полностью пролет над зеленой поймой:
И вот это вот все строили в середине 90-х годов, когда от экономик бывших советских республик остались руины. Открывал мост, разумеется, лично Кучма.
Ну, я приехал в конечный пункт — город Шостку уже в Сумской области. Точнее, для описанной дороги это именно начальный пункт, а уже Семеновка конечный.
Шостка даже была стотысячником некоторое время, а название города известно любому выходцу из СССР за подпись в титрах какого угодно кино: «Фильм снят на пленке шосткинского производственного объединения «Свема».
«Свема», понятное дело, уже того.
Партнером поездки по северо-востоку Украины выступил магазин Timberland в ТРЦ «Замок» в Минске 😍