Большое путешествие по Украине. Днепр. Прогулка по центру! Отличный город, сюда есть смысл возвращаться

▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Днепропетровск украинцы в разговорной речи всегда называли Днепром и ничего удивительного, что когда настала пора отказываться от советских топонимов и пилить памятники Ленину, город получил свое народное название. Днепр — четвертый миллионник в стране после Киева, Харькова и Одессы и последний из СССР, вскочивший в список городов с метро. К развалу красной империи его почти построили, а в независимые годы с трудом, но открыли. Я никогда не был в Днепре, лишь несколько раз проезжал его на поезде по пути в Крым и обратно, а оказалось — зря. Офигенный город, куда есть смысл даже вернуться. Сегодня рассказываю о прогулке по центру и набережной.

Цикл: 🇺🇦 Украина. Левобережье | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Чернигов. Вареничная «Балувана Галя» ← Читать!
◉ 02 | Чернигов. Прогулка по центру ← Читать!
◉ 03 | Чернигов. Запущенные окраины ← Читать!
◉ 04 | Семеновка. Самый северный город Украины ← Читать!
◉ 05 | Нежин. Огуречная столица Украины ← Читать!
◉ 06 | Прилуки. Сигаретная столица Украины ← Читать!
◉ 07 | Сумы. Сравнение цен на продукты в украинском и белорусском супермаркете ← Читать!
◉ 08 | Сумы. Экспериментальный район Девятка на намывных землях ← Читать!
◉ 09 | Шостка. Железная дорога для одного поезда Семеновка — Шостка ← Читать!
◉ 10 | Лебедин. Поезд «кукушка» по глухой ветке ← Читать!
◉ 11 | Харьков. Фастфуд «Крылья» ← Читать!
◉ 12 | Харьков. Площадь Свободы. Госпром ← Читать!
◉ 13 | Харьков. Пышный сталинский центр ← Читать!
◉ 14 | Харьков. Трэш-район Москалевка ← Читать!
◉ 15 | Харьков. Единственная в СССР трехуровневая железнодорожная развязка ← Читать!
◉ 16 | Харьков. Идеальный соцгород, поселок тракторного завода ← Читать!
◉ 17 | Харьков. Цены в «Пузатой Хате» в сравнении с белорусским «Лидо» ← Читать!
◉ 18 | Красноград. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 19 | Днепр. Прогулка по центру ← сейчас открыто
◉ 20 | Днепр. Микрорайоны Тополь. Малоизвестная трагедия размыва балки и обрушения домов ← Читать!
◉ 21 | Днепр. Никому не нужное метро ← Читать!
◉ 22 | Днепр. Микрорайон Нижнеднепровск-Узел. Самый плохой район города ← Читать!
◉ 23 | Кривой Рог. Поход по отвалам Кривбасса. Индустриальная красота ← Читать!
◉ 24 | Кривой Рог. Несостоявшийся метрополитен — подземный трамвай ← Читать!
◉ 25 | Кривой Рог. Микрорайон Квартал 95 ← Читать!
◉ 26 | Покров. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 27 | Пятихатки. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 28 | Запорожье. Остров Хортица, ДнепроГЭС, центральный проспект ← Читать!
◉ 29 | Запорожье. Жуткий микрорайон Кичкас ← Читать!
◉ 30 | Запорожье. Запущенный микрорайон Южный ← Читать!
◉ 31 | Веселое. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 32 | Херсон. Неожиданно классный центр ← Читать!
◉ 33 | Херсон. Микрорайон Корабел на речном острове ← Читать!
◉ 34 | Николаев. Прогулка по центру города ← Читать!
◉ 35 | Николаев. Микрорайон Намыв с собственным пляжем ← Читать!
◉ 36 | Александрия. Живые ЛиАЗ-677 ← Читать!
◉ 37 | Кременчуг. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 38 | Полтава. Два одинаковых обеда в «Хинкальне» — в Украине и Беларуси ← Читать!
◉ 39 | Полтава. Прогулка по центру ← Читать!

Приехал я железной дорогой по глухой ветке из Краснограда. Этот поезд состоит из нескольких плацкартных вагонов и локомотива (обычное явление на малодеятельных участках в Украине и России и лишь в одном месте встречающееся в Беларуси). Полноценных вокзалов в Днепре два, но по-настоящему живой только главный — он символ не только большого пассажиропотока, но и столицы Приднепровской железной дороги.

Вечером я только ограничился ужином, а уже на следующий день принялся к осмотру города. Мобильник обещал дождь на большую часть дня, но я в целом был к нему готов и морально был готов помокнуть в любом случае. Правда, реальность оказалась куда более суровой.

Короче, моей первой точкой была площадка у Исторического музея Днепра. Музеи я в принципе не выношу на дух, но в этом городе он особенный — здесь сделали экспозицию, посвященную АТО. На удивление сделали неплохо: дорожные знаки с названиями городов, где шли бои, остатки укреплений у аэропорта, элемент конструкции терминала Донецка, машина «скорой помощи» с интегрированной художественной инсталляцией. Днепр, к слову, самый проукраинский город на востоке Украины, как мне показалось.

Сразу после я пошел в парк на берегу реки, где карта обещала смотровую площадку.

Но тут и без того сильный дождь усилился до каких-то трагических масштабов, и я стал промокать насквозь вплоть до нижнего белья. Даже на фото видно, что вода просто заливает парк:

Вместе с низкой температурой и ветром все это грозило простудой и окончанием путешествия на втором городе, так что я принял тяжелое вынужденное решение вернуться на базу в гостиницу, где при помощи обогревателя и такой-то матери пересушил за три часа всю одежду и обувь.

Дождь закончился ближе к 16 часам, вернулся я к осмотру города вновь от вокзала — точнее от Старомостовой площади. В двух шагах от нее находится главный проспект города — проспект Дмитрия Яворницкого.

Это сама площадь, куда приходят трамваи с разных концов города:

А это улицы, которыми я вышел на центральный проспект:

Под скучающим взглядом Максима Горького, которого пока еще не выдекоммунизировали:

Пересечение проспекта и улицы княгини Ольги:

На этих фотографиях хорошо видно, что Днепр застроен неоднородно: в нем намешаны разные эпохи, в основном, конечно, касающиеся Российской империи, межвоенки, сталинских лет СССР и последующих уже периодов. Мешанина очень бурная, но, так как касается моих любых стилей, мне очень ок :)

Особенность центрального проспекта — сквер-бульвар посередине и трамвайные пути, проходящие по краям сквера. Встречается нечасто:

Империя:

Межвоенка:

Сталинки:

Боковая улица Столярова:

Днепропетровский театр российской драмы имени М.Горького. Так и называется:

Театр оперы и балета. Легко догадаться, что его проектирование и строительство выпало на эпоху кустистых бровей дорогого Леонида Ильича.

Мощное пересечение с улицей Андрея Фабра:

Так называемый «дом губернатора» в модернистском стиле с псевдомавританскими мотивами и огромная подкова горисполкома на заднем плане:

Вкрапление эпохи отрицания в архитектуре :)

Где-то в районе оперного трамвай занял наконец место по центру бульвара, а прогулочные дорожки поменялись местами с путями:

Здесь и без того плотный центр начинает уплотняться до совсем взрослых городов, но вместе с тем резко растет количество безвкусных новостроев, врывающихся в полотно города как-то совсем нехорошо:

Этажность понижается, количество завитушек растет…

Коротенькая, но широкая пешеходка — Европейская улица:

Здесь как-то умудрились посадить еще и новые торговые центры, и магазины, хотя дороги и без того узкие, а в двух кварталах начинаются подъезды к одному из главных автомобильных мостов через Днепр. Очень плотно.

Циклопический еврейский культурный центр «Менора» этажей в 30-35. Дымка, которую вы видите, это не туман, а именно что выбросы с многочисленных предприятий Днепра. Иногда они задерживаются в центре города, прилетая из-за реки.

Наконец, одно из крыльев центра — между наиболее его плотной частью и парком, где меня залило дождем — отдано под элитную застройку. Здесь находятся башни ЖК Twin Towers и другие менее известные комплексы города, формирующие облик его левого берега. Комплексы по-настоящему закрытые: во всех случаях на территорию пришлых не пускают, поэтому фоткать их можно только издалека.

Здесь я вышел на набережную и развернулся в обратную сторону, в центр, решив идти столько, сколько позволит световой день.

Брутальные многоэтажки из силиката, такой привет из 90-х.

Все города с широкими реками (а еще трамваями и метро) автоматически становятся привлекательнее других. Но у Днепра прямо все сложилось: река здесь запредельно хороша! И мосты через нее формируют неповторимый облик города, который «сразу да».

Вдалеке виднеется железнодорожный Мерефо-Херсонский мост, которому уже скоро как 100 лет. Когда я опубликовал фотографию его в своем инстаграме, мне в личку написала девушка и рассказала, что мост спроектирован ее родственником, братом прабабушки. Архитектор — белорус, из-под Слуцка.

Мост является памятником архитектуры и одним из немногих железнодорожных мостов в мире, имеющих в профиле поворот. Мост проходит над Монастырским островом, которым, увы, мне пришлось пожертвовать из-за дождя.

А это Центральный автомобильный мост (так и называется), основная артерия между берегами Днепра.

Жил я как раз на той стороне:

Набережная в Днепре называется Сичеславской.

Застройка :)

Некое «смарт-дерево» с обмотанным целлофаном экраном:

Тошнотина (в смысле оригинально выглядящий кабак):

И еще какой-то «ресторан»:

Просто виды:

А это вновь самый центр, где я проходил двумя кварталами в глубине. Днепр — современный приятный город для труда и отдыха!

В моем личном рейтинге занимает топовые позиции.

Завтра продолжу рассказывать. Будет много необычного и интересного — не переключайтесь!

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎