В том прошлом мире (месяц назад) я съездил в Украину и довольно плотно облазал Черниговскую и Сумскую области (посты: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), но по традиции у меня остались снимки из городов по пути. Специально в них я не поехал бы, но планирование поездки заставило — выбор пал на Нежин (здесь даже с ночевкой) и Прилуки, соответственно, второй и третий города Черниговской области по населению после административного центра. Они выходят в дополнительной рубрике выходного дня строго для любителей созерцательных бродилок там, куда не ездят туристы. Сегодня Нежин, завтра Прилуки.
Цикл: 🇺🇦 Украина. Левобережье | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Чернигов. Вареничная «Балувана Галя» ← Читать!
◉ 02 | Чернигов. Прогулка по центру ← Читать!
◉ 03 | Чернигов. Запущенные окраины ← Читать!
◉ 04 | Семеновка. Самый северный город Украины ← Читать!
◉ 05 | Нежин. Огуречная столица Украины ← сейчас открыто
◉ 06 | Прилуки. Сигаретная столица Украины ← Читать!
◉ 07 | Сумы. Сравнение цен на продукты в украинском и белорусском супермаркете ← Читать!
◉ 08 | Сумы. Экспериментальный район Девятка на намывных землях ← Читать!
◉ 09 | Шостка. Железная дорога для одного поезда Семеновка — Шостка ← Читать!
◉ 10 | Лебедин. Поезд «кукушка» по глухой ветке ← Читать!
◉ 11 | Харьков. Фастфуд «Крылья» ← Читать!
◉ 12 | Харьков. Площадь Свободы. Госпром ← Читать!
◉ 13 | Харьков. Пышный сталинский центр ← Читать!
◉ 14 | Харьков. Трэш-район Москалевка ← Читать!
◉ 15 | Харьков. Единственная в СССР трехуровневая железнодорожная развязка ← Читать!
◉ 16 | Харьков. Идеальный соцгород, поселок тракторного завода ← Читать!
◉ 17 | Харьков. Цены в «Пузатой Хате» в сравнении с белорусским «Лидо» ← Читать!
◉ 18 | Красноград. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 19 | Днепр. Прогулка по центру ← Читать!
◉ 20 | Днепр. Микрорайоны Тополь. Малоизвестная трагедия размыва балки и обрушения домов ← Читать!
◉ 21 | Днепр. Никому не нужное метро ← Читать!
◉ 22 | Днепр. Микрорайон Нижнеднепровск-Узел. Самый плохой район города ← Читать!
◉ 23 | Кривой Рог. Поход по отвалам Кривбасса. Индустриальная красота ← Читать!
◉ 24 | Кривой Рог. Несостоявшийся метрополитен — подземный трамвай ← Читать!
◉ 25 | Кривой Рог. Микрорайон Квартал 95 ← Читать!
◉ 26 | Покров. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 27 | Пятихатки. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 28 | Запорожье. Остров Хортица, ДнепроГЭС, центральный проспект ← Читать!
◉ 29 | Запорожье. Жуткий микрорайон Кичкас ← Читать!
◉ 30 | Запорожье. Запущенный микрорайон Южный ← Читать!
◉ 31 | Веселое. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 32 | Херсон. Неожиданно классный центр ← Читать!
◉ 33 | Херсон. Микрорайон Корабел на речном острове ← Читать!
◉ 34 | Николаев. Прогулка по центру города ← Читать!
◉ 35 | Николаев. Микрорайон Намыв с собственным пляжем ← Читать!
◉ 36 | Александрия. Живые ЛиАЗ-677 ← Читать!
◉ 37 | Кременчуг. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 38 | Полтава. Два одинаковых обеда в «Хинкальне» — в Украине и Беларуси ← Читать!
◉ 39 | Полтава. Прогулка по центру ← Читать!
На излете СССР в Нежине жило более 80 тысяч человек, но сейчас численность упала ниже 70 и продолжает снижаться. Процесс в той или иной мере характерен для абсолютного большинства постсоветских городов, но Нежин еще страдает и от близости к столице. Хотя в целом назвать его совсем уж депрессивным с экономической точки зрения нельзя — как минимум продолжает успешно работать флагман плодоовощной консервации в промышленных масштабах «Нежинский консервный завод». Тот самый, что производит легендарные одноименные огурцы.
Здешние огурцы настолько особенно хороши, что даже выделены в отдельный сорт (правда, вытесненный более стойким «Новонежинским») и известны еще с екатерининских времен. В общем, это была одна из двух причин, по которой о городе я уже имел какое-то представление.
Вторая — железнодорожный узел. Все поезда из Беларуси на Киев проходят эту станцию, а до событий 2014 года еще и имели остановку (точнее, из двух оставшихся поездов один продолжает останавливаться, а 86-й «Белый Аист» теперь проезжает весь украинский участок от границы до столицы без остановок в принципе). В Нежине четыре направления: в Киев, Чернигов, Бахмач и Прилуки.
Город немаленький сам по себе и еще к тому же весьма вытянут от станции к историческому ядру. Все годы его развития он как бы «дорастал» до железной дороги, прошедшей к югу в трех километрах. Теперь все километры застроены и представляют собой единое целое. Я приехал в Нежин поздно вечером и ввиду отсутствия какого бы то ни было транспорта побрел в центр пешком, чудом не переломав ноги в украинском региональном благоустройстве. Скоро станет понятно почему.
Вид из гостиницы на утро. Накануне шел мощный снегопад, но случилась оттепель. Из окна — боковой фасад исполкома.
А это во внутренний дворик отеля. Дров так много, что понятно — ими отапливают какое-то крупное строение. Может как раз гостиницу?
Гостиница и исполком стоят на центральной площади, но у площади на карте не нашлось названия. На электронном табло штаба власти идет информация о количестве рожденных детей за предыдущие сутки.
«Ворота» в историческую часть города:
Нежин очень древний город Киевской Руси (основан в X веке), но, разумеется, его текущий архитектурный облик начал складываться сильно позже. Основная часть исторического ядра относится ко временам Российской Империи и выглядит узнаваемо с поправкой на всегдашний провинциальный статус города.
Хотя… Еще с начала XIX века в Нежине открылось высшее учебное заведение, куда поступил Гоголь и которое ныне называется Нежинским государственным университетом имени Гоголя. То есть, в общем, провинция, но не так чтобы уж.
За доминанты города выступают, конечно, церкви, и особенно мне понравилась так называемая «греческая» церковь всех святых, сложенная в прекрасных классических пропорциях. Греческой она называется потому, что возведена на средства греческой общины в конце XVII века.
Другой православный храм — Пантелеимоно-Василиевская церковь — в сильно худшем состоянии:
Увы, Николаевский собор я упустил.
Идем дальше.
От центральной площади в сторону вокзала тянется широченная улица Шевченко, состояние которой в полной мере демонстрирует мою удачливость в плане ходьбы быстрым шагом в полной темноте от станции к гостинице. Кромешный ад.
Ближе к вокзалу начинаются спальные районы высокой плотности с типично украинским качеством среды:
И там же тот самый консервный завод с памятником маринованному огурцу у проходной:
Автовокзал:
Проход к поездам на Прилуки:
Дизель на Прилуки:
Завтра о них родимых.