Никому не нужное метро

▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Через год Минск получит кусочек третьей линии метро и попадет в ту же вилку, в которую попал когда-то украинский Днепр. Небольшой участок из ниоткуда в никуда будет мало востребован, и жизнь заставит закопать в землю еще миллиарды и миллиарды долларов, чтобы довести линию до логического завершения. У Днепра нет денег на строительство метро, но он его строит в долг, потому что действующий участок попросту никому не нужен. Вечером по нему ходит один поезд из трех вагонов, а горожане знают его расписание наизусть, чтобы не торчать на платформах бесконечно долго. Я спустился в пустое метро Днепра и прошелся по стройплощадкам новых станций, ввод которых хоть немного наполнит смыслом самую маленькую подземку бывшего СССР и одну из самых маленьких во всем мире.

Цикл: 🇺🇦 Украина. Левобережье | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Чернигов. Вареничная «Балувана Галя» ← Читать!
◉ 02 | Чернигов. Прогулка по центру ← Читать!
◉ 03 | Чернигов. Запущенные окраины ← Читать!
◉ 04 | Семеновка. Самый северный город Украины ← Читать!
◉ 05 | Нежин. Огуречная столица Украины ← Читать!
◉ 06 | Прилуки. Сигаретная столица Украины ← Читать!
◉ 07 | Сумы. Сравнение цен на продукты в украинском и белорусском супермаркете ← Читать!
◉ 08 | Сумы. Экспериментальный район Девятка на намывных землях ← Читать!
◉ 09 | Шостка. Железная дорога для одного поезда Семеновка — Шостка ← Читать!
◉ 10 | Лебедин. Поезд «кукушка» по глухой ветке ← Читать!
◉ 11 | Харьков. Фастфуд «Крылья» ← Читать!
◉ 12 | Харьков. Площадь Свободы. Госпром ← Читать!
◉ 13 | Харьков. Пышный сталинский центр ← Читать!
◉ 14 | Харьков. Трэш-район Москалевка ← Читать!
◉ 15 | Харьков. Единственная в СССР трехуровневая железнодорожная развязка ← Читать!
◉ 16 | Харьков. Идеальный соцгород, поселок тракторного завода ← Читать!
◉ 17 | Харьков. Цены в «Пузатой Хате» в сравнении с белорусским «Лидо» ← Читать!
◉ 18 | Красноград. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 19 | Днепр. Прогулка по центру ← Читать!
◉ 20 | Днепр. Микрорайоны Тополь. Малоизвестная трагедия размыва балки и обрушения домов ← Читать!
◉ 21 | Днепр. Никому не нужное метро ← сейчас открыто
◉ 22 | Днепр. Микрорайон Нижнеднепровск-Узел. Самый плохой район города ← Читать!
◉ 23 | Кривой Рог. Поход по отвалам Кривбасса. Индустриальная красота ← Читать!
◉ 24 | Кривой Рог. Несостоявшийся метрополитен — подземный трамвай ← Читать!
◉ 25 | Кривой Рог. Микрорайон Квартал 95 ← Читать!
◉ 26 | Покров. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 27 | Пятихатки. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 28 | Запорожье. Остров Хортица, ДнепроГЭС, центральный проспект ← Читать!
◉ 29 | Запорожье. Жуткий микрорайон Кичкас ← Читать!
◉ 30 | Запорожье. Запущенный микрорайон Южный ← Читать!
◉ 31 | Веселое. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 32 | Херсон. Неожиданно классный центр ← Читать!
◉ 33 | Херсон. Микрорайон Корабел на речном острове ← Читать!
◉ 34 | Николаев. Прогулка по центру города ← Читать!
◉ 35 | Николаев. Микрорайон Намыв с собственным пляжем ← Читать!
◉ 36 | Александрия. Живые ЛиАЗ-677 ← Читать!
◉ 37 | Кременчуг. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 38 | Полтава. Два одинаковых обеда в «Хинкальне» — в Украине и Беларуси ← Читать!
◉ 39 | Полтава. Прогулка по центру ← Читать!

Днепровский метрополитен начали строить в еще относительно неплохие советские годы. Первый ковш земли был вынут в 1981-м, а открытие намечено на 1991-й. В год распада «совка», по информации из Вики, готовность первого участка из 6 станций составляла 90%, но оставшиеся 10% независимая Украина смогла «победить» только к концу 1995-го. Днепровский метрополитен стал третьим в Украине и первым на постсоветском пространстве (после к нему добавились Казань и Алматы).

Вероятно, когда подземка только проектировалась и планировался вот этот участок на 6 станций, смысла в нем было больше. Значительная часть линии проходит по промышленной зоне, очевидно, формировавшей в 80-х мощный маятниковый пассажиропоток трудящихся. Конечные станции линии и сейчас актуальны: «Покровская» расположена в центре крупного микрорайона Покровский, а «Вокзальная» у центрального железнодорожного вокзала города. В общем, они и тянут весь метрополитен.

Пора посмотреть на это чудо!

Катался я в метро около 9 вечера в воскресенье. В это время и в Минске людей под землей не то чтобы много, а в Днепре так вообще. Спустился на «Вокзальной»:

Пять из шести действующих станций глубокие, все три строящиеся тоже. Это, разумеется, сказывается на стоимости возведения :(

Мне не повезло: прямо перед носом ушел состав на «Покровскую», поэтому мне пришлось ждать следующий. Хорошо хоть их работало два — поздним вечером на линии вовсе остается один.

Зато было время пофоткать.

Обслуживают метро составы-коротыши из трех вагонов, что смотрится несколько забавно, учитывая длину платформ на 5. Еще милее в Ереване — там поезда и вовсе двухвагонные.

Обратите внимание на короткую желтую полоску. Она означает место остановки последнего вагона.

Собственно, вот:

За 15 минут ожидания поезда людей собралось примерно человек 40. В вагонах всем хватило сидячих мест и еще осталось.

А это схема линий в вагоне. Сейчас идет строительство трех станций в центральной части города, а на всей первой линии запланировано еще как минимум на три больше — две для микрорайона «Парус» и одна для квартала «Днепр». В таком виде ветка наконец-то обретет смысл и пассажиропоток.

Четыре промежуточные действующие станции являются глубокими односводами, достаточно редким типом для бывшего СССР. Все они отделаны одинаково, разница только в цвете. Похоже, к развалу «совка» они вообще стояли в конструкциях, поэтому красотой пришлось пожертвовать и делать так, на что хватило денег.

На первой из этих станций вообще никто не зашел и не вышел, дальше было по 2-3 человека. Как и ожидалось, в основном пассажиры ехали до конечной, единственной станции Днепровской подземки мелкого заложения колонного типа.

Разумеется, обратно поезд шел пустой. От силы пять пассажиров…

Все годы после открытия участка украинские власти пытались достроить продолжение линии, чтобы как-то оправдать ее существование. В частности, было пройдено несколько рабочих стволов для проходки тоннелей, а один из тоннелей между существующей «Вокзальной» и будущей «Театральной» и вовсе завершен.

Тем не менее, без выделения кредита Европейского банка реконструкции и развития (уже при Порошенко), дела двигались крайне вяло. Тендер на достройку трех станций выиграла турецкая компания. Турки обязались завершить работы к 2021-му году.

Итак, станция «Театральная» — у театра оперы и балета на проспекте Яворницкого. Стройплощадка сформирована, даже поднят козловой кран.

Все стройплощадки станций имеют обнародованные характеристики: глубина, время проезда до вокзала, год открытия.

Это, похоже, старая стройплощадка со стволом.

Стройплощадка «Центральной». К трехтысячному году она станет пересадочной на вторую линию, которая по отдельному метромосту уйдет на левый берег. Станция размещена в очень бойком месте и вместе с «Покровской» и «Вокзальной» в любом случае будет давать устойчивый пассажиропоток.

Наконец, «Музейная» в районе Исторического музея, где я смотрел экспозицию АТО.

Без предполагаемой за ней станцией «Днепр», увы, тоже имеет мало смысла.

По стечению обстоятельств Днепровский метрополитен из трех украинских метрополитенов строится активнее всех благодаря одолженным деньгам. Ну и благодаря своей бессмысленности в нынешнем состоянии, конечно.

Точно в такую же вилку попадаем и мы со своей мегастройкой третьей линии. Хочешь — не хочешь, а достраивать ее придется. Готовьте свои миллиарды.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎